Любовь и свобода

Форум интеллектуального клуба. Здесь происходит обсуждение тем, которые поднимались у нас на клубе, с целью углубления их понимания участниками и обеспечения возможности создать представление о клубе, а также заочно поучаствовать в обсуждении тем для тех, кто ещё не принимал участия в его заседаниях.

Модераторы: Алёша, Ната, Марга Руча

Ответить
Аватара пользователя
Алёша
Сообщения: 146
Зарегистрирован: 30 апр 2007, 22:48
Контактная информация:

Любовь и свобода

Сообщение Алёша » 10 дек 2012, 20:22

Когда-то давно на заре туманной юности я при попытке обозначить свои базовые ценности вывел для себя формулу: «жизнь, любовь, свобода». Вряд ли это был вполне осознанный выбор, скорее это произошло в форме внезапного осознания, но начиная с этого момента значительную часть своих действий я сопоставлял с этими ценностями. Потихоньку расширялось и видоизменялось моё мировоззрение, менялось содержание этих понятий и их место в картине мира, но если сейчас я задаюсь вопросом, каковы же мои базовые ценности, ответ неизменен: «жизнь, любовь, свобода». Поэтому услышав от Оли тему, которая ей интересна в качестве темы для доклада, я поддержал её в этом намерении. Так что сегодня мы будем общаться о любви, свободе и их взаимосвязи.
Итак любовь, как я писал в теме Что есть ЛЮБОВЬ, любовь — это сознательное действие, направленное на то чтобы объект любви расцвёл и не имеющее ничего общего ни с эйфорически-депрессивными качелями, ни с эмоциональным отождествлением их запускающим. Сначала прокомментирую, что я имею в виду, говоря о том, чем любовь не является. Здесь речь идёт о том, что средства массовой информации, начиная с классической литературы, в подавляющем своём большинстве выдают за любовь множество различных симптомов, от тепла внизу живота, до истерик на тему: «не могу жить без неё». На самом же деле некоторые из этих симптомов могут сопровождать любовь, но чаще всего они связаны с эмоциональным отождествлением, которое возникает в результате проживания сильных и приятных эмоций, связанных с проживанием любви или с наличием потребности в любви. Гурджиев назвал это явление эмоциональной любовью и сформулировал закон: «эмоциональная любовь рождает противоположное чувство». И это чистая правда, т.к. такого рода эмоциональное отождествление является чувством удушающим и в конце концов вызывает непреодолимое желание сбежать куда подальше. А внутри самого субъекта рождает качели, давшие начало поговорке: «от любви до ненависти один шаг». Но это всё не про любовь. С точки зрения энергии — любовь — это поток энергии, изливающийся в направлении объекта любви. С точки зрения сознания — любовь — это формирование этого потока таким образом, чтобы принести объекту максимальную пользу. В отношении последнего определения нужно понимать, что не все действия такого рода являются желаемыми с точки зрения самого объекта. В качестве иллюстрации можно было бы привести детско-родительские отношения, но глобальности ради использую другую иллюстрацию. Все знают высказывание: «Бог есть любовь». В более подробном изложении это прозвучит, например так: «всё всегда происходит наилучшим возможным для всех образом, с учётом актуальной нравственности участников». То есть если есть возможность реализовать пожелания, они реализуются, но если имеют место пороки нравственности, которые требуют исправления, события сложатся таким образом, чтобы на это указать.
Свобода. О ней за время проведения интеллектуальных клубов сказано и написано немало, и наиболее удачная формула звучит так: «свобода — это возможность выбирать свою реальность». И в этом смысле я обычно связываю свободу с ответственностью. Не буду приводить здесь выкладки на эту тему, рекомендую посмотреть тему Свобода, воля, долг и снова про ответственность, там эта тема рассмотрена достаточно детально. Поговорим о свободе в аспекте её связи с любовью. В связи с тем, что было написано выше об эмоциональной любви, можно говорить о том, что основная проблема связанная с этим явлением — это ограничение свободы. Сначала субъект ограничивает свою свободу эмоционально отождествляясь с объектом любви, вызывая тенденцию накопления негатива, который впоследствии выливается во вспышки ненависти, а затем ограничивает свободу объекта (если это возможно), тем самым вызывая желание сбежать, как иногда говорится чем быстрее тем дальше. Что же касается реальной любви — то она наоборот максимально расширяет степени свободы объекта любви, тем самым реализуя другой закон Гурджиева: «сознательная любовь вызывает то же в ответ». Действительно всё что расширяет степени нашей свободы вызывает у нас исключительно желание поддерживать и расширять этот источник, будь это человек или ресурс (типа денег или источника информации), мы всегда будем уделять ему внимание пропорционально его важности, а именно тому насколько он расширяет наши возможности. Конечно ранжирование типов ресурсов происходит в зависимости от индивидуальных предпочтений, но общая тенденция однозначна.
Таким образом у нас получается, что сознательная любовь, это определённый вид ответственности за расширение степени свободы объекта любви. Конечно нельзя понимать эту формулу формально, как нельзя формально подходить к таким глобальным вопросам, как любовь и свобода. Здесь должны учитываться индивидуальные особенности объекта любви, ведь ребёнку нужна совсем не такая любовь как взрослому человеку, мужчине не такая как женщине, а цветку не такая как собаке. Но всем необходимо поддерживающее, помогающее внимание, которое обеспечивает возможность реализовать свои желания, нереализуемые в одиночку, как-то корректировка миропонимания и восприятия себя или простого до банальности, но от этого ничуть не менее насущного просто побыть с кем-то.
С точки зрения субъекта увеличение меры ответственности, связанное с возникновением в его жизни объекта любви, вызывает адекватное расширение степеней свободы по причинам указанным в упомянутой выше теме. Также можно сказать, что любовь — это стремление увеличить степень присутствия объекта любви в своей реальности и повысить его качество (присутствия, ну и по возможности объекта). А это уже прямая отсылка к данному выше определению свободы.
Так что первое эмоциональное ощущение о взаимосвязанности этих двух понятий вполне оправдано, несмотря на то что неудачный опыт и поверхностные размышления иногда могут наводить на противоположные мысли.

Ответить