"Ум Интелект Сознание" Омраам Микаэль Айванхов

Форум сайта color.od.ua. Для того, чтобы оставить здесь сообщение, нужно зарегистрироваться.

Модераторы: Алёша, Ната, Марга Руча

Ответить
Аватара пользователя
stranNick_ru
Сообщения: 46
Зарегистрирован: 19 янв 2008, 03:42

"Ум Интелект Сознание" Омраам Микаэль Айванхов

Сообщение stranNick_ru » 04 апр 2008, 10:30

Ограниченное видение интеллекта, безграничное видение интуиции


Большинство людей отвергают как нечто ненормальное и даже опасное все состояния, которые могут нас приблизить к миру божественному, они желают оказывать доверие лишь интеллекту. Тут, по крайней мере, все понятно, у каждого есть голова на плечах.

Когда профессор дает вам объяснения, он пользуется схемами, графиками, благодаря которым вы идете вперед шаг за шагом, не рискуя заблудиться. Однако, эти графики и схемы, эти столь логичные и ясные аргументы не помешают вашему профессору в других обстоятельствах потерять голову! Хотя люди науки обнаруживают массу благоразумия, дисциплину и объективности, когда дело идет об их трудах, стоит им оказаться вне сферы своей научной деятельности, они полагают нормальным жить весьма субъективно, даже предаваться беспутству и треволнениям страстей. Так вот, быть может, в такие моменты лучше бы не доверять себе и позволить чуть больше вмешаться интеллекту. Но нет, они предпочитают не доверять чувствам небесным, божественно гармоничным, чувствам, не вносящим смуту, не омрачающим никакими вредными элементами внутреннюю жизнь человека. Какой странный образ мыслей!

Если мы станем изучать статистику, то увидим, что именно среди интеллектуалов больше всего людей неуравновешенных и психически больных. Интеллект не защищает от нарушений психики, даже напротив. Жизнь ведь состоит не только в том, чтобы производить наблюдения, измерения и расчеты, люди -- не машины, и, чтобы мужественно встречать трудности и удары судьбы, не давать страстям увлечь себя и погубить, чтобы обнаруживать подлинную суть вещей, интеллекта недостаточно.

Разумеется, что некоторые люди, называющие себя спиритуалистами и мистиками, действительно люди странные, свихнувшиеся, фанатичные, интеллектуалы судят по ним обо всех спиритуалистах и мистиках. Однако это несправедливо. Истинные мистики -- люди здравомыслящие: их поведение, их жесты, взгляды, речи, мысли -- все упорядочено, все гармонично. Почему надо представлять себе, что мир духа, мир божественный побуждает людей лишь к тому, чтобы терять голову, воображать, будто они видят Господа лицом к лицу и разговаривают с Ним, или же, что они Христос, Святая Дева, Жанна д'Арк и т.д.? Многие, опасаясь впасть в подобные фантазии, предпочли стать сухарями интеллектуалами. Конечно, если окунуться в духовную жизнь без руководителя, без наставления, можно-таки сбиться с пути и рехнуться, что и случается со многими, и вполне понятно, что, глядя на подобные примеры, некоторые люди не доверяют мистицизму. Однако дело-то в том, что предоставить всю власть интеллекту -- тоже не решение вопроса.

Интеллект -- способность, развившаяся в человеке после сердца, после чувства. Позволяя наблюдать, рассуждать, понимать, эта способность наделяет человека огромными возможностями для работы и развития. В известном смысле можно сказать, что интеллект -- это способность, связанная с глазами: видеть вещи отчасти значит их понимать. Как часто мы вместо "Я понимаю", говорим: "Я вижу". Природа миллионы лет работала над развитием интеллекта, но не ему предназначено сказать последнее слово: природа предусмотрительно развила еще в человеке куда более высокие способности. Интеллект ограничен -- чтобы судить, делать выводы, он основывается на наружности вещей и на частичном их видении, которое ему доступно.

Итак, у интеллекта нет синтетического знания, ему также не дано познание внутренней жизни. Вот почему он не дает человеку возможности правильно судить о людях и ситуациях, и в этом источнике бесчисленных ошибок и недоразумений. Конечно, накапливая долго большое количество элементов, можно развить способность видеть целое, но сколько времени на это потребуется? И все равно непременно останутся субтильные, неосязаемые элементы, которые интеллект не сумеет уловить. Когда вы встречаете кого-то, вы не можете с первого взгляда сразу распознать все его качества, недостатки и достоинства. Для этого вам надо долго с ним общаться. Единственный способ мгновенно узнать человека целиком -- это развить интуицию, которая есть проявление духа. Интуиции, чтобы о чем-то судить, не нужны никакие элементы: она мгновенно проникает в самое сердце людей и вещей и сразу же выносит суждение, никогда не ошибаясь. Для нее нет ничего скрытого, она одна способна познавать реальность во всей полноте.

Космический Разум наделил людей интеллектом, очевидно, для того, чтобы они им пользовались: к сожалению, делая это, они лишают себя других, более тонких возможностей исследования и познания. Поскольку они не способны употреблять свои психические способности, чтобы проникнуть в анатомию и физиологию физического тела, им приходится его разрезать на части. Вы скажете: "Как? Неужели можно узнать анатомию и физиологию человека или животного, не делая вскрытия?" Да, можно, создано множество весьма совершенных приборов, чтобы видеть внутренность физического тела... Сколько раз я уже вам это говорил: все приборы, созданные человеком, лишь соответствие в физическом плане приборам психическим или духовным, уже существующим в нем, и если ему приходится их создавать вне себя, причина в том, что он не умеет их обнаружить и заставить действовать в самом себе. Теперь вам ясно? Ученые вынуждены кромсать материю только потому, что не развили в себе способность познавать ее интуицией. Совершенно как дети, которые ломают игрушку на части, чтобы узнать, что там внутри. Вот почему наука, столь гордящаяся своими открытиями, в действительности осталась на уровне детского сознания.

Возможность пользоваться всего лишь пятью чувствами, чьим привилегированным представителем является интеллект, невероятно ограничивает людей. Чтобы познать вселенную, солнце, планеты, даже центр земли или пучины океанов, им надо строить всяческие механизмы, а пока такие механизмы не созданы, огромное количество знаний людям недоступно... И даже если бы удалось эти механизмы создать, то чтобы достигнуть определенных дальних мест в пространстве, потребовалось бы гораздо больше лет, чем их насчитывает нормальный человеческий век, и вот, возникло бы еще одно препятствие! Между тем с помощью чувств духовного мира можно мгновенно проникнуть в любое место пространства и все узнать.

Итак, человек должен все больше проникаться сознанием, что он располагает инструментами, намного превосходящими интеллект, и научиться в будущем отчасти отстранять интеллект и рассматривать его лишь как рабочий инструмент для изучения и исследования материи. Ведь и в повседневной жизни интеллект не может нами руководить: он непременно введет нас в заблуждение, не только потому, что обладает лишь частичным знанием действительности, но главное потому, что в основе всего, что он предпринимает, лежит скрытый мотив, корысть, эгоистический расчет, который в конце концов обязательно приведет к неприятностям. Интеллект не создан для великодушия, самоотверженности, преданности, не для того он был предназначен, он только и умеет, что поворачивать ситуацию к своей выгоде. Если когда-либо он позволит себе чем-то пожертвовать, сделать великодушный жест, то уже назавтра пожалеет, находя, что это сделано напрасно, что очень глупо прислушиваться к советам сердца или души.

А как может осуществиться братство между людьми, как могут они на всей земле объединиться в одну семью, как может все человечество жить счастливо, -- этого интеллект также не способен вообразить и осуществить. Он не может подняться настолько высоко, чтобы открыть истинные средства, истинные лекарства, истинные решения. Все, что он придумывает, все, что он предлагает, исходя из своего неполного и эгоцентрического видения жизни, всегда ущербно и не может привести ни к чему иному, кроме недоразумений. Вот почему дела у нас всегда в беспорядке, и вечно возникают все новые проблемы. Интеллект никогда не будет идеальным инструментом, ибо те области, в которых он работает, области обыденных мыслей и чувств, заполнены пылью и туманом. Ясное видение ему не дано, и если полностью полагаться на него и не искать повыше других инструментов, других способностей, также данных нам Богом, увы, нам никогда не удастся найти правильные решения.

Настало время перестать восхищаться достижениями интеллекта, пора признать существование в нас духовных тел, изучать их различные возможности и, наконец, работать над развитием интуиции, иначе говоря, высшего разума каузального плана, в котором уже нет эгоцентрического стимула, чья цель всегда гелиоцентрическая, теоцентрическая. С этого момента вы, вместо того, чтобы делать все ради своей выгоды, начнете посвящать себя служению Господу. И дело в том, что Господь нуждается в ком бы то ни было: Он столь богат и могущественен, что не нуждается в чьей-либо работе для него. Она идет на благо нам, улучшения происходят в нас самих. Когда все энергии устремлены к иному центру, не к нам, тогда изменяются все процессы, все функции и вибрации -- мы перестаем быть серыми тусклыми, и становимся светящимися, лучезарными.

Конечно -- я повторяю это -- речь идет не о подавлении деятельности интеллекта. Богу было угодно, чтобы человек развил все возможности мозга, вот почему Он дал человеку спуститься в материю, дабы ее исследовать. И в этой инволюции (нисходящем движении) наши пять чувств обрели такое значение, что люди утратили понятие о Небе, они уже не общаются со светлыми существами, перестали о них думать, даже перестали ощущать их присутствие. Но это нисхождение в материю все равно остается для человечества блестящим достижением, ибо в планах Предвечного предусмотрено совершенствование человека -- заставив его пройти через материю, через пучины скорби, через болезнь и смерть, возвратить его к жизни, к воскресению, к свету, к абсолютной свободе, дабы он познал своего Создателя. Восхождение это уже началось, токи Неба становятся все более многочисленными, вскоре воплотятся светозарные души: философы, художники, ученые, у которых будет новый язык, которые создадут новые творения, провозгласят новые ценности, принесут новое видение мира, чтобы на всей земле утвердилась новая культура, которая установит Царство Бога и Справедливости. Но чтобы это произошло, надо научиться работать с весьма совершенными инструментами, каковыми являются тела каузальное, буддическое и атмическое, короче, работать с духом, ибо он один способен достигнуть созерцания и понимания реальностей мира божественного.

Большинство людей допускает существование некой умственной способности помимо рефлексии, помимо размышления -- а именно, интуиции. Но что такое эта способность и как она функционирует, это для них не очень ясно. Чтобы понять природу интуиции, надо разобраться в созданной индусами схеме различных тел человека.



.... Атмическое тело - - - Высшие поступки ....

. ..

. .. Буддическое тело - - - Высшие чувства.. .

. . . .

. . . Каузальное тело - - - Высшие мысли .. . .

. . . . . .

. . . ------------------------------------- . . .

. . . . . .

. . . Ментальное тело - - - Мысли .... . .

. . .. .

. .. Астральное тело - - - Чувства ...... ..

. ...

.... Физическое тело - - - Поступки ........



Согласно индусам, в нашем физическом теле обитают и одушевляют его несколько субтильных тел, а именно -- астральное тело, носитель эмоций, чувств: ментальное тело, хранитель конкретных идей, иначе говоря, тех, что относятся к материи: каузальное, или высшее ментальное тело, позволяющее человеку доступ к постижению высших истин, тайн вселенной: буддическое тело, носитель, как и астральное тело, эмоций и чувств, но эмоций и чувств божественных: вселенской любви, самоотречения, самопожертвования; наконец, атмическое тело, носитель той бессмертной искры, которая есть всемогущество Господа.

Первые три тела -- физическое, астральное, ментальное -- примерно одинаково развиты у всех людей. Но что до высших трех тел, дело обстоит по-иному, тут между людьми большое различие. Лишь некоторым философам, некоторым спиритуалистам дано подниматься до высшего ментального плана, где они начинают жить в горнем регионе света. Их мозг настолько изощрен, что в них пробуждаются новые центры, благодаря которым они могут постигать реальность вещей. Это и есть мир интуиции. Интуиция есть мгновенное видение и восприятие, непосредственное и целостное постижение реального, подлинного мира, находящегося над самим ментальным планом, ибо даже в ментальный план еще прокрадывается заблуждения и иллюзии.

До этого мира нельзя подняться иначе, как упражнениями в высшей духовности. Надобно обладать высоким идеалом, а главное, Учителем, чтобы он вел вас по трудному пути, и, наконец, упорной волей, чтобы неустанно заниматься упражнениями, пока не достигнешь такого развития, что сумеешь улавливать и схватывать реальности высших регионов.

Интуиция -- это некая форма разума, весьма отличающегося от обычного разума. Люди, много работающие с интеллектом, разумеется, достигают определенного понимания жизни, но им едва ли удается прикоснуться к миру интуиции, где знание непосредственно и целостно: им требуются многие годы работы, размышлений, вычислений, чтобы сделать какое-либо открытие. Между тем люди, избравшие путь духовный, могут прямо подключаться к этим высшим регионам. Только ради этого они должны отказаться от жизни в суматохе эмоций и страстей, которые мешают видеть ясно и наводить порядок во всем их естестве. Там, в покое и гармонии, они могут достигнуть региона интуиции, и тогда они становятся подобны поверхности чистого озера, в которой отражается целиком все небо.

Вы скажете: "Но тогда зачем же нужен интеллект?" Интеллект чрезвычайно полезен, он помогает нам проделать большую часть пути. ДА, но дойдя до известного предела, он покидает вас, он не может вести вас дальше, он вам говорит: "Это такой регион, где я уже не могу тобой руководить, для меня идти дальше невозможно. Я довел тебя досюда, однако теперь другие силы, другие способности другие способности должны взять тебя с собою, чтобы показать путь". Здесь, как видите, совершенно то же самое, что бывает в путешествиях: например, вы начинаете с того, что садитесь в машину, которая везет вас до вокзала, там вы пересаживаетесь на поезд. Доехав до определенного пункта, вы дальше на поезде ехать не можете, вам надо пересесть на пароход. Через несколько часов или дней приходится сойти также и с парохода. Тут вас ждет самолет и, глядь, вы взмыли в воздух. Итак, надеюсь, вы поняли, что интеллект помогает вам пройти только часть внутреннего пути, который лежит перед вами.

Интеллект -- потрясающе полезный инструмент для подготовки условий, для расчистки дороги, для размещения вещей в должном порядке, в ожидании, пока не сумеет проявить интуиция. Интеллект вам помогает наблюдать и контролировать то, что происходит у вас в голове и в сердце, помогает удалять отрицательные мысли и чувства, и, напротив, сохранять мысли и чувства конструктивные, благотворные, и их развивать. Когда же вы таким образом установили в себе покой и чистоту, эти необходимые условия для контакта с Небом, вас подхватят другие потоки, чтобы вести вас к божественному региону безбрежного света и абсолютного знания, и там, в единый миг, вас посетят откровения. Ибо такова интуиция: это искра, луч света, знание, идущее изнутри, неведомо откуда и как появляющееся: однако вы чувствуете абсолютную уверенность, что все именно так, а не иначе. Истины, знания, полученные благодаря интуиции, безупречны, в них не может быть ошибки.

Итак, интуиция выше интеллекта: у нее, если угодно, такая же быстрая и безошибочная точность, как у компьютера по сравнению с мозгом. Конечно, мозг сто`ит выше, это он сконструировал компьютер, заложил в него необходимые данные, это он выключает его действие, и ответ машины всегда будет на уровне человеческого разума, доставившего ему данные, а поскольку этот разум ограничен, ответ этот будет также ограничен. Но когда требуется быстро проделать расчеты или очень сложную математическую операцию, компьютер выдаст правильный ответ через несколько секунд, тогда как мозгу, чтобы найти решение, потребовалось бы несколько часов или несколько дней.

Я взял пример с компьютером только как образ, чтобы показать вам, что интуиция также дает вам ответ в одну секунду, причем вы сами не знаете почему, как и какими средствами небесные существа, ответившие вам, соизволили это сделать. Словно бы внутри вас находилось некое существо, чей взгляд способен проникать с муть вещей и сообщать вам то, что он видит, принимая во внимание не только элементы плана физического, но также все видимые и субтильные элементы, ускользающие от человеческого понимания. Так что интуиция есть откровение более высокого порядка, чем интеллект: подняться к этому региону можно только медитацией, упорной работой и молитвой. Когда вам удалось, наконец, установить в себе порядок и покой, все Небо целиком отразится на чистой поверхности вашего сознания.

Люди получают в школах такое образование, которое побуждает их куда больше рассчитывать на интеллект, чем на интуицию. Это неплохо, да только интеллекту потребуются многие тысячи лет, чтобы суметь увидеть, осязать и понять реальность мира божественного или существование невидимых существ. Между тем, умы интуитивного склада, люди, работающие по методам Посвященных, не нуждаются в том, чтобы веками размышлять и двигаться наощупь, если им надо постичь, почувствовать или осязать реальность.

Очень неплохо ежедневно упражняться в контактах с миром интуиции. Вот почему, если вам необходимо решить важную проблему, отыщите укромный уголок и сосредоточьтесь... Постарайтесь подняться мыслью как можно выше и, когда почувствуете, что вам удалось достигнуть определенной высоты, задайте заботящий вас вопрос и спокойно ждите ответа: ответ придет обязательно. Соответственно уровню вашего развития, вашей работе, ответ дойдет до вас в более или менее ясной форме: быть может, это окажется только смутным ощущением, трудным для истолкования, но все равно это будет указание. Тогда не прекращайте работы, свяжитесь снова с миром света, задайте вопрос снова: некоторое время спустя вы почувствуете в себе живость, уверенность, и в этот момент сомнения исчезнут, вы будете знать, как действовать. Чем более развит человек, тем более ясным и точным будет полученный ответ.

У некоторых людей есть дар ясновидения -- они видят формы, краски, существа, но это еще не самый высокий уровень исследования. Самый высокий уровень состоит в том, чтобы схватывать и понимать суть вашей интуиции, не видя никаких форм, никакого света, ничего. Просто вы знаете -- с уверенностью непосредственной и абсолютной. Сколько людей видят формы и краски, не умея их правильно истолковать! Но тогда, какая польза от этого ясновидения? Интуиция -- это слияние разума и чувства, она дает нам полное знание и в этом смысле превосходит ясновидение, ибо ясновидение есть не что иное, как восприятие объективного аспекта в плане астральном или ментальном: вы видите и вы устрашаетесь или восхищаетесь, вы испытываете какие-то чувства, но знание или понимание отсутствуют.

Истинный спиритуалист даже не занимается тем, что видит в астральном плане, не для этого он работает, он движется выше, ищет более высокого ответа. Когда же он получит этот ответ интуиции, тогда, конечно, он может вернуться в регионы ясновидения и яснослышания. Но прежде он должен поставить себе самую высокую цель, иначе эти видения, эти зыбкие образы привяжутся к нему, остановят и помешают идти дальше, ибо это чрезвычайно смутный и пестрый мир. Там встречаются столь ужасные образы, что ты уже не можешь спокойно двигаться через него, чтобы идти выше, ты вынужден остановиться в пути, тебя что-то прочно удерживает. Вот почему, пока вы недостаточно сильны, чтобы избежать такой опасности, желательно эти регионы проходить быстро, с закрытыми глазами и начинать с работы над интуицией.

Есть множество способов развития интуиции: можно делать упражнения по сосредоточению, по визуализации, по созерцанию. Вы также можете сосредоточиться на своем высшем "Я" и воображать, что оно вам сообщает все, что оно видит, все, что оно знает. Но повторяю еще раз: самый эффективный, наименее опасный способ -- это работать над бескорыстием и чистотой. Старайтесь избавляться от пристрастий, никогда не действовать из корысти -- лишь при таком условии все, что вам мешает ясно видеть, исчезнет, и вы сможете познавать предметы и живые существа во всей их реальности.
Страх появляется не из-за смерти, а из-за непрожитой жизни…

eguar
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 11 июн 2007, 01:20
Откуда: Одесса
Контактная информация:

"Что такое ум, полный иллюзий?" Ошо

Сообщение eguar » 04 апр 2008, 10:42

Что такое ум, полный иллюзий?
Что такое очень смятенный ум?
Что такое ясность ума?


Еще один небольшой вопрос. Друг спросил:

Это нужно понять, потому что это будет полезно и для медитаций, и для того, чтобы научиться искусству умирать. Он задал очень значительный вопрос. Он спрашивает: «Что такое смущенный ум?» Но здесь мы делаем ошибку. В чем ошибка? Ошибка в том, что мы используем два слова – смятение и ум, а истина в том, что нет такой вещи, как ум в смятении. Скорее, само состояние смятения и есть ум. Нет ничего подобного уму в смятении. Ум и есть смятение.

Ум не может стать мирным, сам по себе ум – это отсутствие мира. А когда смятения нет, дело не в том, что ум стал мирным, – тогда ум исчез.

Например, когда на море шторм, море беспокойно. Назовешь ли ты его «беспокойным штормом»? Назовет ли его кто-нибудь «беспокойным штормом»? Ты просто назовешь его штормом, потому что шторм – это другое название беспокойства. А когда шторм стихает, скажешь ли ты, что шторм стал мирным? Ты просто скажешь, что шторма больше нет!

Понимая ум, помни и то, что «ум» –это просто другое название смятения. Когда нисходит мир, это не значит, что ум стал мирным; скорее, ум вообще не существует. Появляется состояние не-ума. А когда ума больше нет, то, что остается, называется атман. Море существует, когда шторма нет. Когда шторм исчезает, остается море. Когда смятенный ум перестает существовать, то, что остается, и есть атман, сознание.

Ум –это не вещь, это лишь состояние смятения, хаоса. Ум – это не способность, не субстанция. Тело – это одна вещь, атман – другая вещь, а отсутствие мира между ними называется умом. В состоянии мира остается тело, остается атман, но ума больше нет.

Нет такой вещи, как мирный ум. Ошибка выражения вызвана языком, который мы создали. Мы говорим «нездоровое тело», «здоровое тело». Здесь все в порядке. Бывает, конечно, нездоровое тело, бывает и здоровое. С исчезновением нездорового тела остается здоровое. Но это не так в случае ума. Нет такой вещи, "как «здоровый ум», «нездоровый ум». Ум сам по себе – это нездоровье. Само его существование – это смятение. Само его существование – это болезнь.

Поэтому не спрашивай, как спасти ум от смятения, спроси, как избавиться от ума. Спроси, как ум может умереть. Спроси, как разделаться с умом. Спроси, как отпустить этот ум. Спроси, как сделать так, чтобы ум больше не существовал.

Медитация – это способ покончить с умом, расстаться с умом. Медитация означает шагнуть из ума. Медитация означает выйти из ума. Медитация означает прекращение ума. Медитация означает не находиться там, где есть замешательство.. Когда ты выходишь из замешательства, замешательство успокаивается – потому что его создает само наше присутствие. Если мы выходим, оно прекращается.

Скажем, например, двое дерутся. Ты пришел со мной подраться, и борьба продолжается. Если я отступлю, как будет продолжаться борьба? Она остановится, потому что она может продолжаться, лишь если я остаюсь ее частью. Мы живем на ментальном уровне; мы присутствуем как раз там, где беспорядок, где возникают проблемы. Мы не хотим оттуда выбираться и в то же время хотим принести туда мир. Там не может быть мира. Просто будь любезен выйти оттуда, вот и все.

Как только ты выходишь, беспорядку конец. Медитация – это не техника приведения ума к покою; скорее, это техника, направленная на выход из ума. Медитация – это средство отвернуться; выскользнуть из волн смятения.

Ответить