Содержание и методы работы над собой

Форум сайта color.od.ua. Для того, чтобы оставить здесь сообщение, нужно зарегистрироваться.

Модераторы: Алёша, Ната, Марга Руча

Ответить
Аватара пользователя
stranNick_ru
Сообщения: 46
Зарегистрирован: 19 янв 2008, 03:42

Содержание и методы работы над собой

Сообщение stranNick_ru » 06 фев 2008, 10:02

В своей лётной практике я убедился в необходимости иметь переносные навыки и привычки, полезные для лётной профессии. Переносные навыки и привычки появляются как результат работы над собой в повседневной жизни. Они могут принести громадную пользу для лётной профессии в случае правильного выбора необходимых средств и способов для самосовершенствования и целеустремленной работы над собой. И, наоборот, профессиональные навыки и привычки могут быть полезными в повседневной жизни.
Жизнь и профессия всегда связаны и помогают одна другой. Взаимное влияние их должно иметь одну и ту же направленность. Например, в авиации актуальную роль играет точность, но и в жизни на каждом шагу также требуется точность. Память в авиации нужна так же, как и в жизни. Если в полёте отвлечь внимание в данный момент от главного, может произойти непоправимая ошибка. И в повседневной жизни то же самое. Попробуйте во время взлета обернуться назад или отвлечь взор в кабину, – самолёт может развернуть и может произойти поломка. Попробуйте, наливая чай, смотреть в окно. Весьма вероятно, что вы прольете чай на стол. Если засмотреться на что-нибудь на ходу, можно легко споткнуться.
Действительность на каждом шагу дает примеры ошибок, происходящих из-за несовершенства психической деятельности людей. Это несовершенство является результатом отсутствия целеустремленной работы над собой. Сознавать и понимать необходимость стремления к совершенству – одно из важных условий осуществления его, но ещё далеко не достаточное для достижения цели. Тот, кто на этом останавливается, обычно плывет по течению, и ошибки для него не служат уроком.
Для достижения совершенства одного только сознания мало, необходима практическая упорная работа.
Достигнуть совершенства во всём, может быть, и невозможно, но приобрести навыки и привычки в своей повседневной жизни, которые могли бы увеличить надёжность действий в авиационной профессии, можно и должно. В жизни таких навыков и привычек, которые можно считать основами организованной психической деятельности, и которые необходимы для какой-либо профессии, довольно много. Я остановлюсь на тех, которые необходимы для повышения надёжности авиационной профессии.
Самовоспитание, или работа над собой, предполагает овладение тремя основными свойствами, необходимыми для самосовершенствования:
1. Умение следить за собой.
2. Умение анализировать свою деятельность и критически относиться к себе.
3. Умение укреплять и проявлять волю (цель – владеть и управлять собой).
К качествам, которые необходимо постоянно совершенствовать, так как они особенно важны в авиационной профессии, относятся:
– воля, развитие которой необходимо главным образом для умения владеть и управлять собой;
– умение владеть своим вниманием;
– хорошая память, особенно некоторые её виды;
– точность и аккуратность;
– воображение и представление;
– физическая тренированность: способность к освоению координации действий, тренировка вестибулярного аппарата, умение определять расстояния, быстрота реакции и особенно быстрота восприятия. Совершенствование этих качеств с помощью спорта, охоты, танцев и т.д. является лучшим средством развития трёх основных указанных выше свойств, которые необходимы лётчику.
Навыки и привычки приобретаются на основе свойств и качеств, присущих человеку. Эти свойства могут развиваться и совершенствоваться лишь при условии деятельного, целеустремленного, систематического их проявления. Не проявление этих свойств и качеств ведет к их деградации и затуханию. Деятельность – это жизнь, а бездеятельность – смерть.
Самостоятельная работа над собой, самовоспитание возможны при условии достаточно развитого сознания и мышления. Приучать к этому надо начинать с детского возраста. В полной же мере эта работа должна осуществляться в юношеском возрасте.
Основная задача воспитания заключается именно в том, чтобы путем организованного целеустремленного воздействия на сознание ребенка превратить его из беспомощного существа в самостоятельного человека. Чем менее развиты сознание и мышление, тем более человек нуждается в посторонней помощи для его совершенствования. А чем взрослее он становится, тем всё активнее и больше ему самому приходится работать над собой.
Воспитание – это средство совершенствования, влияние, идущее извне. От воспитателя требуется ставить определенную задачу перед воспитанником, постоянно внимательно следить за его деятельностью для её анализа, выводов и оценки, постоянно направлять её и требовать выполнения поставленной задачи.
Самовоспитание – это средство самосовершенствования. Участие воспитателя в этом случае и постоянное его внимание ученик заменяет умением самостоятельно следить за выполнением поставленной задачи, самому анализировать свою деятельность и делать выводы и, наконец, умением управлять и владеть собой для того, чтобы точно выполнить поставленную перед собой задачу. Эти условия являются основными в работе над собой.
Умение следить за собой требуется уже от ребенка. Это первое и главное условие самостоятельности. Когда воспитанник, зная, как нужно поступать или действовать, вдруг совершает ошибку, воспитатель должен сначала спросить, не заметил ли он, что совершил ошибку и какую, затем поставить вопрос о том, почему произошла ошибка и как надо действовать или поступать, и, наконец, взять обещание об исправлении, обязательно проследить за выполнением и т.д. Таким образом, проверяется умение воспитанника самостоятельно следить за своей деятельностью, знание задачи и способов её выполнения, умение анализировать свою деятельность и делать выводы. Далее воспитатель должен взять с воспитанника обещание следить за своими действиями, чтобы не повторить ошибки. Тем самым воспитывается сознание долга, ответственности и настойчивости в осуществлении задачи. Воспитатель может только следить за выполнением задания или проверять выполнение в зависимости от степени освоения воспитанником поставленной задачи.
После учебного полёта инструктор всегда должен спросить курсанта о том, какие были неточности, ошибки и т.д. Курсант должен постараться ответить на эти вопросы. Это возможно только в том случае, когда курсант заметил свои ошибки. Он должен также сам объяснить причину их происхождения, найти способ исправления и проявить настойчивость в их устранении.
Умение следить за собой предполагает умение обращать внимание в нужный момент на выполнение того или иного действия. Иначе говоря, умение следить за собой означает постоянную готовность внимания. Например, нужно уметь самому своевременно заметить, «поймать себя» на том, что начинаешь спешить, торопиться, сердиться, выходить из себя, волноваться и т.п., – словом, нужно научиться умению вовремя уловить ошибочность, несовершенство своей психической деятельности. Анализ и критика своей деятельности должны быть построены во всех случаях на поиске причин несовершенства в самом себе.
Человек должен быть сам себе самым строгим судьей. Самое опасное – быть снисходительным к себе, хотя бы только в некоторых случаях, и искать причину несовершенства в других людях или объективных причинах. Склонность к такого рода ошибочному поведению встречается на каждом шагу, и едва ли кто-то может не сознаться в этом свойстве.
Беспристрастный анализ своей деятельности и строгость к себе лишь на первый взгляд кажутся простым и легким требованием. На самом деле это достигается путем длительной упорной работы над собой. Обычно люди видят своё несовершенство только после того, как совершат ошибку, и, как правило, не любят признавать причину ошибки в самом себе.
Однажды я наблюдал, как курсанты в ожидании провозного полёта с инструктором торопили своего товарища, очередь которого подошла. Он поспешил, оступился при посадке в самолёт и продавил плоскость. Мотор был выключен, полёты на этом самолёте были прекращены. Инструктор сделал выговор курсанту за неаккуратность, но он оправдывался тем, что его торопили. Он искал причину не в самом себе, а, как и большинство людей в таких случаях, приписывал вину окружающим. Он не понимал, что не владел собой, поддался влиянию среды и поэтому работал неточно. Можно ли гарантировать, что подобные ошибки с ним не повторятся? Конечно, нет.
В большинстве случаев люди склонны приписывать вину другим, а не себе. Обычно когда человеку указывают на его недостаток, он в первый момент возразит или, по крайней мере, попытается оправдать его чем-либо. Большинство наших ошибок мы даже не замечаем, привыкаем к ним и тем самым наносим себе большой вред.
Умение владеть и управлять собой достигается путем укрепления воли во всём многообразии её проявления. Для того чтобы стать волевым человеком, нужно иметь идеал, образ, к которому следует стремиться. А достигается это следующим образом. Необходимо заранее обдумать, прийти к определенному решению и представить себе, как реагировать на то или иное явление или вести себя в различных условиях в соответствии с намеченными идеалами, и не отступать от своих убеждений и решений ни в малейшей степени даже в мелочах.
Но так как всего предусмотреть нельзя, то во всех неожиданных случаях нужно не поддаваться влиянию обстоятельств, обстановки, своих чувств, а стараться найти достойное решение, которое позже не вызывало бы чувства стыда и раскаяния, а, наоборот, приносило бы удовлетворение. Во всех случаях овладевающие нами чувства не должны превалировать над разумом. Не обстановка должна управлять человеком, а человек должен быть хозяином своих поступков в любой обстановке. Не нужно быть на поводу у чувства, не чувство должно вести за собой разум, а сознание и мышление, которые всегда должны оставаться ясными, объективными, непредубежденными и направленными на заранее обдуманный путь, что достигается усилием воли.
Умение сохранить в любых условиях ясность, свободу, объективность сознания и называется умением владеть собой.
Умение в любых обстоятельствах найти наилучшее решение, сохранить творчество мысли – это умение управлять собой.
Умение заставить себя делать то, что нужно, а не то, что хочется, т.е. поступать в согласии с сознанием и убеждением, но вразрез с желанием, – наиболее трудный вид проявления воли. Когда желание находится в согласии с убеждением и сознанием, усилия воли не требуется, и мы наблюдаем максимум отдачи в деятельности. Только в тех случаях, когда мы поступаем в согласии с убеждением и сознанием, но вразрез со своим желанием, можно утверждать, что мы умеем управлять собой.
Делать зарядку в течение хотя бы 10 минут каждый день многим, например, не хочется, несмотря на то, что сознание пользы и убеждение в необходимости несомненны. Однако заставить себя делать зарядку ежедневно многие люди не могут. Большинство оправдывается недостатком времени, отсутствием условий и другими причинами, вместо того, чтобы искать причину в себе. Эта причина – безволие. К безвольным людям часто применяют для мобилизации их энергии косвенный метод воздействия в виде какого-либо стимула. Стимулом может быть любое средство, которое вызывает интерес, желание в силу других целей сделать то, на что у них не хватает воли. Например, стимулом может быть премия, награда и т.д. Этим я хочу подчеркнуть, что от сознания долга до его выполнения очень далеко.
Люди, сознающие долг, – хорошие люди. Но долг, не выполненный ими из-за отсутствия воли, сводит на нет их хорошие качества. Безволие во многих случаях может привести человека к преступлению, аморальным поступкам, а лётчика иногда и к катастрофе или различным чрезвычайным происшествиям. Поэтому для лётчика сильная воля является не только одним из необходимых условий, но и одним из основных средств, дающих возможность самосовершенствования.
Наиболее трудными случаями, в которых как никогда нужно сохранить умение управлять собой и которые играют актуальную роль для лётчика, – это случаи опасности.
Чувство опасности как инстинкт самосохранения в той или иной степени присуще каждому человеку. Однако волнение в момент опасности вырастает иногда до такой степени, что человек теряет способность творчески и логично мыслить, чувствует физическую слабость. Такое состояние характеризуется полной потерей управления собой и называется страхом. Лётчик, воин, да и любой гражданин должны преодолевать чувство страха, стыдиться его появления. На основе инстинкта самосохранения и осознания чувства опасности человек вырабатывает в себе умение побеждать страх, презрение к страху.
В момент опасности внимание и мышление обычно невольно направлены на отыскание выхода из создавшегося положения. Но в полёте мышление в той или иной степени, как правило, затруднено процессом самого полёта и осознанием факта опасности. В любых условиях постоянно должна сохраняться в сознании лётчика, например, память о скорости. И горе тому лётчику, у которого она может хотя бы на несколько секунд исчезнуть. Как бы ни был прост полёт, сознание факта нахождения в воздухе должно сохраняться в памяти. Исключение его из памяти хотя бы на короткое время кончалось сном лётчика в воздухе, что подтверждается несколькими известными авариями. В обычной обстановке это психологическое явление не влияет на качество мышления, им можно пренебречь. Но в полёте и, кроме того, в момент волнения и чувства опасности сохранить качество творческого и логического мышления удается не всем. Это умение приобретается. Оно приходит к тем, кто занимается повседневной целеустремленной систематической работой над собой.
Сознание опасности вызывает волнение, которое в той или иной степени в зависимости от его силы отвлекает внимание и тем самым затрудняет свободу мышления. В большинстве случаев, чем сильнее волнение во время опасности, тем труднее протекает процесс мышления. Ухудшаются изобретательность и творчество мысли, и одновременно менее совершенной становится деятельность человека. Часто можно наблюдать случаи, когда после минувшей опасности люди, вспоминая своё поведение во время пережитого страха, смеялись до упаду над собой: так мало логики и целесообразности было в их действиях в тот момент. В других случаях страх вызывал такие действия, в которых позже человеку трудно признаться и которые при воспоминании о них вызывают чувство стыда.
Волнение в момент опасности в полёте должно не дезорганизовывать деятельность лётчика, а, наоборот, улучшать её качество, повышать быстроту реакции и мышления при полном сохранении координации автоматизированных действий. В момент осознания опасности люди, хорошо владеющие собой, не только не теряют голову, а, наоборот, активнее, точнее, изобретательнее действуют. У людей, плохо владеющих собой, в момент опасности всё начинает валиться из рук.
Итак, самым необходимым качеством для надёжности полёта была и будет способность владеть и управлять своими чувствами в любой обстановке. В большой мере это качество зависит от типа нервной системы. Известно, что, люди, краснеющие при волнении, лучше владеют собой, чем те, которые бледнеют.
Например, при остановке одного мотора на двухмоторном самолёте молодой лётчик, совершавший перед выпуском последний полёт в лётной школе, пролетел 100 километров, чтобы дотянуть до своего аэродрома, и благополучно приземлился. Другой же лётчик, находясь над аэродромом на высоте 2000 метров, при остановке одного мотора вообще не мог попасть на аэродром. При посадке с убранным шасси в овраг он потерпел аварию, хотя имел большой налет.
Потеря управления собой может быть вызвана не только чувством опасности, но и другими чувствами, например чувством радости, любви, ненависти и т.д. В жизни это можно наблюдать в случаях полного сохранения сознания и мышления при так называемой борьбе чувств. Например, человек дал слово, что не будет больше играть в карты на деньги, но обстоятельства сложились так, что страсть к игре взяла верх над чувством долга. Разум и сознание в этом случае не были потеряны, но страсть к игре оказалась сильнее разума и сознание пошло у нее на поводу. Борьба чувств может происходить и при потере логического и творческого мышления. Но в любых обстоятельствах потеря управления собой означает недостаток воли.
Способность управлять и владеть собой достигается постоянной работой над собой. Сущность её заключается в укреплении воли. Как видно из изложенного, разные условия обстановки, вызывающие у нас различные переживания и чувства, требуют одного и того же средства для их усмирения – усилия воли.
Научиться умению управлять собой в жизни можно на каждом шагу, пользуясь любым случаем, но начинать следует с простого и несложного. В тех случаях, когда человек благодаря усилию воли может держать себя в руках, т.е. действовать сознательно, обдуманно и произвольно, как требуют его убеждения, несмотря на волнение, мы говорим о способности, называемой самообладанием.
Слабая подверженность эмоциональному воздействию называется хладнокровием. Самообладание характеризуется сознательной волевой властью над собой. Хладнокровие является непроизвольным свойством, в известной мере врожденным, но в большой степени приобретенным в процессе воспитания.
Во всех случаях волнения, когда удается его заметить самому, полезно одернуть себя коротким отвлечением внимания путем, например, расслабления мышц для контроля над собой.
Совершенствовать и укреплять свою волю на практике следует путем целеустремленного применения усилия воли, пользуясь любым случаем. Приступать к этому, как и к любому другому делу, нужно не с сомнением, а с верой в себя. Нужно учиться умению произвольно приказывать себе. Приказ самому себе, способность заставить себя верить во что-либо по существу и есть самовнушение. Это могучее средство, присущее каждому человеку, может применяться произвольно, но в большинстве случаев оно имеет свойство проявляться непроизвольно, а поэтому часто приносит вред, а не пользу. К тому же, люди часто не представляют себе, что такое самовнушение.
Умение произвольно владеть способностью приказать или внушить себе дается далеко не сразу. Оно достигается упорной тренировкой. Человек, который решил что-то преодолеть, всегда говорит себе: «Я это сделаю, во что бы то ни стало». Этот приказ самому себе и является самовнушением. В результате этого приказа-самовнушения появляется желание, т.е. рациональное оптимистичное настроение, мобилизующее моральные силы. Человек, который говорит себе: «Ах, это трудно», «Ох, это, вероятно, я не смогу сделать», внушает себе настроение, которое противоречит состоянию мобилизационной готовности всех его сил на выполнение стоящих перед ним задач.
Во время подготовки к серьезным полётам я много экспериментировал, проверял, менял, стараясь найти наилучшее решение. Многие видели в этом нерешительность и нервозность. Но я всегда начинал полёт только после принятия решения, обоснованного ясным и полным представлением о возможности его выполнения. И я всегда уверенно говорил себе, садясь в самолёт: «Вперед, и только по прямой!»
Состояние моего настроения с этого момента было основано исключительно на безграничной вере в успех. В такие минуты я чувствовал не только волю к победе, но и такую мобилизацию силы духа, прилив энергии, подъем в настроении, которые могли преодолеть, кажется, непреодолимое. Это настроение родилось из обоснованности решения и уверенности в собственных силах. При выполнении любого труда желание, как и волевое усилие, всегда должно быть максимально мобилизовано и не забыто в течение всего процесса. В этом заключается самое главное – воспитание воли к победе, к борьбе при любых обстоятельствах.
Мы часто можем наблюдать во время спортивных соревнований в той или иной спортивной игре, как два равных по классу игрока или две команды долго борются с одинаковым успехом. И вдруг один из игроков или одна из команд сдает, уступает. Почти всегда причина в этом случае – дрогнувшая, сломленная воля к победе. Если в момент неповиновения лошади у всадника не хватит силы воли, и он уступит ей, не проявит достаточной настойчивости для борьбы до победы над её упорством, то он уже никогда не сможет управлять ею и заставить делать то, что нужно ему.
В лётной профессии воля к победе, умение бороться до конца в самых трудных условиях всегда означает победу. Тот, кто думает в такие моменты только о своем спасении, подводит других и себя. От него больше вреда, чем пользы.

* * *

Однажды со мной произошел такой случай. Я получил задание произвести последний испытательный полёт на четырёхмоторном бомбардировщике. Данные этого полёта должны были решить его судьбу: быть ему принятым на вооружение или нет. Нужно было определить потолок и одновременно снять скорости на всех высотах. Задание было окончено, и мы планировали к Центральному аэродрому.
В тот момент, когда мы находились над окраиной города на высоте 800 метров, я вдруг услышал крик бортмеханика: «Михаил Михайлович, горим, пожар!». Я мгновенно обернулся и посмотрел налево назад: один из моторов был объят пламенем. Я тотчас же скомандовал закрыть бензин. Механик перекрыл кран, тяга моторов мгновенно прекратилась, самолёт сильно содрогнулся. В это время я тотчас скользнул на крыло, чтобы сбить пламя и отделить его от фюзеляжа и хвостового оперения. Сидевший рядом наблюдатель уже открыл фонарь кабины и поставил ноги на сиденье, приготовившись выброситься с парашютом. Я остановил его, приказав ждать моего сигнала. Один из инженеров в этот момент, оказывается, уже выбросился с парашютом. Но я этого не знал, так как связи с находившимися в хвостовой части самолёта у меня не было. Я посмотрел ещё раз под крыло и обнаружил, что горящий мотор оторвался и, очевидно, упал на окраине города. Огонь почти стих, и я тянул на другой аэродром, уходя от города.
Не доходя полкилометра до аэродрома, я обратил внимание на то, что мы можем не дотянуть и тогда сядем в болото, где самолёт, очевидно, будет сломан и сгорит. Я выглянул ещё раз. Не заметив огня, приказал технику включить бензоподачу и включил контакты. На несколько секунд моторы заработали. Этого было достаточно, чтобы долететь до аэродрома. Затем моторы были выключены снова, и мы произвели благополучную посадку. Сойдя с самолёта, я, к своему удивлению, обнаружил, что отвалившийся мотор повис на шасси. Это было большой радостью, так как падение мотора на жилые здания могло причинить много бед.
В этом полёте я боролся до конца, чтобы спасти материалы испытаний и самолёт; удерживал от преждевременного выбрасывания с парашютами находившихся непосредственно со мной людей и заставлял их делать всё, что нужно было для спасения самолёта.
Так у меня родилась формула: чтобы надёжно овладеть техникой, нужно, прежде всего, научиться надёжно владеть и управлять собой.
Иногда лётчику трудно бывает решить: нужен риск или нет? Разумеется, речь идет об обоснованном риске. Но обоснование бывает спорным и зависит от точки зрения. Поэтому я лично всегда поступал так, чтобы не быть трусом, а победить и получить большое удовлетворение.
Страх появляется не из-за смерти, а из-за непрожитой жизни…

Ответить