Воля и её пороки: своеволие и самоволие. И про осознанность.

Форум интеллектуального клуба. Здесь происходит обсуждение тем, которые поднимались у нас на клубе, с целью углубления их понимания участниками и обеспечения возможности создать представление о клубе, а также заочно поучаствовать в обсуждении тем для тех, кто ещё не принимал участия в его заседаниях.

Модераторы: Алёша, Ната, Марга Руча

Ответить
Аватара пользователя
Алёша
Сообщения: 146
Зарегистрирован: 30 апр 2007, 22:48
Контактная информация:

Воля и её пороки: своеволие и самоволие. И про осознанность.

Сообщение Алёша » 06 окт 2013, 14:38

В последнее время приходится часто сталкиваться с проявлениями пороков воли — своеволия и самоволия. Это вызвало необходимость как-то структурировать своё видение этих вопросов и перевести их из мировоззрения в миропонимание, для того чтобы иметь возможность не только различать их в своих и чужих проявлениях, но и объяснять другим их механику и характерные признаки для того, чтобы обеспечить возможность увидеть их и начать с ними работать.
Общее описание этих проявлений выглядит примерно так:
«Своеволие» - это безотчётное, рефлекторное сопротивление любым изменениям, инициируемым внешним миром. Чаще всего проявляется как невыполнение распоряжений с более или менее экспрессивной манифестацией своего сопротивления или вообще без оной.
«Самоволие» - это склонность действовать исходя из своего внутреннего импульса без учёта внешних обстоятельств, или же не менять парадигму действий, сложившуюся в результате определённого восприятия ситуации несмотря на то, что обратные связи уже показали неадекватность восприятия ситуации на момент принятия решения (т.е. опять таки без учёта внешних обстоятельств).
Но почему всё-таки «пороки воли», ведь в большинстве случаев эти проявления выглядят не иначе как волевые действия. Давайте же разберёмся. Для начала следует определиться с вопросом, что же такое воля? Воля — это способность получать желаемое (вещи, события, состояния). С учётом инертности материального мира, выражаемой словами: «любой процесс имеет длительность», — воля чаще всего выражается в виде силы воли — т.е. способности держать свою линию несмотря на противодействие внешних обстоятельств. Но в основе лежит именно способность достигать желаемого результата. И именно исходя из этого определения можно отделить якобы волевые проявления своеволия и самоволия от действительно волевых проявлений.
Итак базовым вопросом при отделении пороков воли от волевых проявлений является банальный и многим набивший оскомину вопрос «зачем?». Если Вы в состоянии объяснить смысл ваших действий, т.е. какова Ваша цель при осуществлении этих действий и как именно эти действия способствуют достижению этой цели, то это были волевые проявления, если же объясняя свои действия Вы по большей части отвечаете на вопрос «почему?», то это является их оправдыванием и явно указывает на их неосознанный характер и как следствие отношение именно к порокам воли. Повторю для ясного понимания: если Вы не в состоянии ответить на вопрос «зачем Вы это сделали?» или начинаете придумывать обоснования уже после совершения действия (тут нужно учитывать то, что наш ум спроектирован замечательно и очень помехоустойчив и, как следствие, мы очень стеснены в обнаружении ошибок в его работе, что выражено в фразе: «действующий — действует, объясняющий — объясняет», — поэтому для того чтобы действительно увидеть где мы неэффективны нужна предельная честность с самим собой и внимательность к своим проявлениям), это говорит о механичности выполнения данных действий и отсутствии предварительного рассмотрения целесообразности их выполнения с точки зрения достижения конечной цели.
Во избежание неправильного понимания считаю необходимым разграничить действия неосознанные и те, которые были произведены исходя из интуитивного посыла. Различие тут состоит в том, что при действии из интуитивного посыла мы очень редко способны внятно и развёрнуто изложить логическую цепочку обосновывающую необходимость именно такой последовательности действий, т.к. большая часть информации, послужившей обоснованием именно такого выбора нами или вообще не осознана, или осознаётся очень фрагментарно, или была воспринята мгновенно, как целостность, и работа по её структурированию и осмыслению ещё не была произведена.
Также важно подчеркнуть тот момент, что не всякое рефлекторное действие неконструктивно, более того довольно часто случается, что именно рефлекторное действие наиболее эффективно, а иногда и единственно верно (например в боевых искусствах нарабатываются рефлекторные реакции на действия противника и при попытке обдумывать каждое своё действие вряд ли можно добиться какого бы то ни было успеха). Более того есть сведения о том, что все наши действия на самом деле рефлекторны, мы способны лишь обдумывать их постфактум и менять свою картину мира и, как следствие, свои действия в последующем.
С точки зрения аспекта источника информации для принятия решения действовать тем или иным образом получается, что:
при рефлекторном действии мы имеем всю необходимую информацию для принятия решения задолго до принятия решения, более того, нами уже разработан алгоритм действия в такой ситуации, более или менее адекватный ситуации и нашим намерениям в отношении неё;
при логическом действии (которое зачастую исключительно ассоциируется с осознанным, что не есть правильным, на чём я уже остановился выше) — мы на момент принятия решения о целесообразном способе действия уже обладаем всем необходимым объёмом информации или приобретаем его в ходе принятия решения;
при интуитивном действии мы получаем информацию извне в более или менее готовом виде, причём это часто информация уже об образе действий, минуя промежуточные вычисления, которая впоследствии, в ходе воплощения алгоритма, проверяется на достоверность и целесообразность.
Как следствие из вышесказанного можно утверждать, что интуитивный образ действия наиболее эффективен в области достижения более или менее глобальных целей и, как это ни покажется странным, «разумен». Главное при этом не путать рефлекторный и интуитивный способы действия, что немудрено ввиду их внешней похожести, и не забывать отслеживать степень целесообразности своих действий (ведь источники интуиции бывают разные, а следовательно значительно различаются их цели в отношении Вас и данной конкретной цели).
Итак для искоренения пороков воли очень важным является осмысление своих действий (ответ на вопрос «зачем» и насколько эти действия приближают к достижению цели) как перед их совершением, так и после с максимально возможным вниманием и честностью к себе.

Ответить