Свобода и дисциплина.

Форум интеллектуального клуба. Здесь происходит обсуждение тем, которые поднимались у нас на клубе, с целью углубления их понимания участниками и обеспечения возможности создать представление о клубе, а также заочно поучаствовать в обсуждении тем для тех, кто ещё не принимал участия в его заседаниях.

Модераторы: Алёша, Ната, Марга Руча

Ответить
Аватара пользователя
Алёша
Сообщения: 146
Зарегистрирован: 30 апр 2007, 22:48
Контактная информация:

Свобода и дисциплина.

Сообщение Алёша » 19 ноя 2012, 18:40

И снова мы говорим о свободе. На этот раз в аспекте её связи с дисциплиной. Опять вроде бы довольно таки разные, более того противоречащие одно другому. Но как всегда в наших темах не всё очевидное правильно и не всё правильное очевидно.
Конечно, если рассматривать свободу, как отсутствие ограничений, а дисциплину, как внешнее ограничение свободного самовыражения, эти понятия противоположны. Но давайте посмотрим глубже.
Что такое дисциплина? С точки зрения человека с низким уровнем самоорганизации — это действительно накладываемые на него внешние ограничения в большей степени касающихся того, что следует делать, чем того чего не делать не следует. Но даже в таком случае эти ограничения возникают не просто так, а как способ обеспечить более успешную его социализацию, ибо ограничивает его в проявлениях, которые обществом отвергаются. В результате даже следуя такой внешней дисциплине человек расширяет степени своей свободы, т.к. вне общества он был бы ограничен во многих других вещах в совокупности значительно превышающих необходимость следовать разумным нормам.
Но в этом смысле дисциплина мне мало интересна. Если же смотреть с точки зрения человека с достаточно высоким уровнем самоорганизации, то дисциплина — это способность планомерно и бесперебойно воплощать свои решения в жизнь. Решил заниматься по утрам — встаёшь и занимаешься, решил заняться своим здоровьем — изучаешь вопросы здорового питания и образа жизни и начинаешь их воплощать, не откладывая и не делая поблажек своей глупости и лени.
Что же такое свобода? В общем, предельном смысле — это возможность выбирать реальность в которой ты живёшь. И при ближайшем рассмотрении обыденное понимание свободы, в смысле отсутствия ограничений, конечно не противоречит этому определению, ведь если ты имеешь возможность выбирать реальность, в которой живёшь, то ты действительно вне ограничений. Но вследствие неправильного понимания механизма функционирования реальности и низкого уровня культуры попытки расширить свою свободу за счёт преодоления запретов достаточно часто имеет обратный эффект, т.к. при таком способе действий личная свобода действующего входит в противоречие со свободами тех с кем он взаимодействует, и как следствие регулярно бывает ещё более ограничиваема. Ведь что может быть проще, чем расширить свою финансовую свободу за счёт отъёма чужих ресурсов, и что может быть более естественным результатом такой деятельности, чем попадание в места не столь отдалённые с целью поднятия уровня внутренней самоорганизации.
С другой стороны наличие способности воплощать свои решения очень способствует постепенному изменению внешней ситуации в желаемую сторону, особенно если эта способность дополняется способностью придерживаться достаточно стабильной картины желаемой реальности. Что характерно, эта вторая способность также является составной частью дисциплины.
В значительной степени можно утверждать, что дисциплина — это ответственность за своё поведение. А свобода и ответственность — понятия, связанные настолько тесно, что в большом спектре практических применений можно утверждать их тождественность. Более подробно этот вопрос я рассматриваю в статье «Свобода, воля, долг и снова про ответственность».
Но в отличие от ответственности у дисциплины всё же есть и оборотная сторона. Дисциплина исходит от разума, от его видения и предустановок. Как следствие она занимается разворачиванием картинок из прошлого в будущее. И в качестве таковой может быть своевременной только в условиях, когда мир ещё в достаточной степени соответствует сложившейся в разуме картинке о нём. Но если мир поменялся или, что случается довольно часто, никогда и не был таковым, каким его описывает данная картинка, действия исходящие из понимания, обеспеченного данной картинкой будут неадекватны жизни. Следовательно результат этих действий не будет соответствовать ожиданиям. И дисциплинированное их повторение не принесёт ничего, кроме постоянно увеличивающегося разочарования. Подробнее о картине мира можно почитать в статье "О мировоззрении как карте мира и о необходимости её аудита".
Для того же, чтобы свести к единому знаменателю рассуждения о связи дисциплины и свободы, скажу, что дисциплина необходима, но нельзя в пользу дисциплины отказываться от чувствительности, внимательности, лёгкости, игривости ибо без них даже самая чёткая и красивая схема обречена на выхолащивание и умирание. Но даже самая красивая, тонкая и восхитительная игра в отсутствие осмысленности действия является лишь образцом бесполезного расходования ресурса игроком, который при наличии дисциплины мог бы очень сильно повлиять на окружающую реальность. Это как две ноги - нельзя ходить на одной ноге - обязательно нужны две. Но если научиться совмещать лёгкий игривый подход с чётким целеполаганием, возможно достичь таких горизонтов свободы, о которых в начале пути даже нельзя подумать, т.к. в уме ещё нет соответствующих категорий.

Ответить