Вера, надежда, любовь.

Форум интеллектуального клуба. Здесь происходит обсуждение тем, которые поднимались у нас на клубе, с целью углубления их понимания участниками и обеспечения возможности создать представление о клубе, а также заочно поучаствовать в обсуждении тем для тех, кто ещё не принимал участия в его заседаниях.

Модераторы: Алёша, Ната, Марга Руча

Ответить
Аватара пользователя
Алёша
Сообщения: 146
Зарегистрирован: 30 апр 2007, 22:48
Контактная информация:

Вера, надежда, любовь.

Сообщение Алёша » 22 окт 2012, 18:53

Темой сегодняшнего клуба были выбраны «надежда, вера, любовь».
Мне интересно в качестве исходного пункта для размышления взять афоризмы Гурджиева, а именно:
1) Сознательная любовь вызывает то же в ответ. Эмоциональная любовь вызывает совсем противоположное чувство. А физическая любовь зависит от типа и полярности.
2) Сознательная вера — это свобода. Эмоциональная вера — рабство. Механическая вера — глупость.
3) Смелая надежда — это сила. Неуверенная надежда — трусость. Надежда со страхом — слабость.
Итак начнём с любви.
Физическое притяжение на уровне тела не зависит от сознательного посыла и определяется такими факторами, как пол и гормональный статус человека. Не зря многие исследователи этого вопроса сейчас объясняют притяжение к человеку противоположного пола неосознаваемой реакцией на летучие вещества ферромоны, а также на некоторые параметры его тела, относящиеся к его способности произвести и вырастить здоровое потомство. Но так как эта сфера находится вне зоны сознательного контроля ей мы уделять особого внимания не будем.
Эмоциональная любовь — это форма эмоционального отождествления с объектом любви, которая в нашем обществе преимущественно и называется любовью. Что же это такое? Это состояние в котором человек переносит значительную часть самоидентификации на объект отождествления, исключая многое из того, что составляло объекты самоидентификации до момента отождествления. То есть человек начинает жить интересами другого человека, забрасывая свои, стремится занимать весь возможный максимум его времени без учёта его интересов и т.д. В результате чего объект эмоционального отождествления быстро пресыщается такого рода общением и стремится максимально отдалиться от отождествившегося.
Сознательная любовь — единственная, которая имеет право носить это гордое имя — это непременно сознательное действие, направленное на то, чтобы объект любви расцвёл. И объектом здесь может являться не обязательно человек. Но если объектом такой любви становится человек, он не может не ответить взаимностью. Главное не путать это действие с телодвижениями, вызываемыми эмоциональным отождествлением, ведь в этом случае у субъекта есть устойчивое убеждение, что он делает всё наилучшее из возможного для своего «возлюбленного», хотя это далеко не так. С некоторыми моими и не только моими размышлениями на эту тему можно ознакомиться в теме «Что есть любовь?»
Вера.
На одном из последних занятий, размышляя на эту тему, я сформулировал такое определение веры: «вера — это инструмент сознания, предназначенный для направления энергии на решение определённых задач».
Теперь расширим понимание этого определения, исходя из афоризмов Гурджиева.
Итак — механическая вера — это вера во что-то, обусловленная исключительно историей формирования мировоззрения данного человека. То есть в процессе формирования своего мировоззрения усвоил какую-то информацию в качестве достойной доверия и с тех пор не подвергает её сомнению. В этом нет ничего особо страшного, если эта информация не является важной с точки зрения тактических и стратегических задач этого человека, но если это не так, то человек с такими установками сильно рискует тратить свои ресурсы не на благо себе и своим близким, а настойчиво и целеустремлённо «работать на дядю». Ведь он не является в прямом смысле хозяином своего мировоззрения, и следовательно хозяином себя, и как следствие работает на хозяина своей картины мира. Подробнее о важности мировоззрения можно почитать в моей статье «О мировоззрении как карте мира и о необходимости её аудита».
Эмоциональная вера — это вера, обусловленная источником получения информации. То есть выделяется один или несколько источников, информация из которых воспринимается некритично. Отсюда становится понятно, почему этот тип веры назван рабством. Ведь если информация из какого-либо источника воспринимается некритично, то этот источник получает исключительную возможность формировать мировоззрение данного человека, а следовательно определять все его мысли, чувства и действия. На этом типе веры настаивает помимо всех прочих практически любая из исторически сложившихся церквей. Некоторое внимание этому вопросу я уделил в статье «О теократии. Навеяно статьёй о Тибете до его оккупации китайцами».
Сознательная вера — состояние мировоззрения, когда оно формируется сознательными усилиями самого человека. Это обеспечивает «свободу от», а вытекающая из этого состояния мировоззрения возможность самостоятельно выбирать объекты приложения усилий обеспечивает «свободу для».
И наконец надежда.
Надежда — это вера, направленная в будущее и связанная с чем-то желаемым.
Соответственно надежда со страхом создают два противонаправленных потока энергии, которые взаимно погашают один другой, ведь страх является эмоцией, предназначенной для защиты от разрушения и выражающейся в избегании объекта страха.
Неуверенная надежда предполагает, что человек не вкладывает в усилие по достижению желаемой цели всей необходимой энергии, опасаясь, что цель окажется ложной или сложнодостижимой. В результате чего действительно тратит на её достижение значительно больше энергии, чем нужно было на самом деле. Именно поэтому действительно успешные люди говорят, что до принятия решения необходимо изучить вопрос в полной мере, но после принятия решения действовать нужно отбросить все и всякие сомнения. Конечно любую формулу можно при желании довести до маразма, поэтому не следует в случае принятия незначащего решения тратить большое количество времени и усилий на изучение всех возможных аспектов этого решения, а в случае поступления в ходе реализации принятого решения информации однозначно указывающей на нежелательность его реализации не стоит переть буром, а нужно остановиться и проанализировать план действий в соответствии с вновь поступившей информацией и возможно откроются неучтённые но критически важные аспекты данного решения.
Смелая надежда как раз и предполагает, что человек идёт в процесс преобразования без перестраховки, полностью отдаваясь ему. Только такой образ действия позволяет совершить действительно масштабные преобразования. Только люди, которые настолько горели своей мечтой, чтобы действовать таким образом оставили после себя наследие, благодаря которому их помнят многие поколения спустя.
Вот такие размышления на заданную тему. Буду рад познакомиться с Вашими мыслями на эту тему, можно в виде критики или комментариев к моим размышлениям.

Ответить