О мировоззрении как карте мира и о необходимости её аудита.

Форум сайта color.od.ua. Для того, чтобы оставить здесь сообщение, нужно зарегистрироваться.

Модераторы: Алёша, Ната, Марга Руча

Ответить
Аватара пользователя
Алёша
Сообщения: 146
Зарегистрирован: 30 апр 2007, 22:48
Контактная информация:

О мировоззрении как карте мира и о необходимости её аудита.

Сообщение Алёша » 01 июл 2012, 21:34

Изображение
Вчера на Фейсбуке Ира поделилась схемой управления людьми через предоставление им ложного выбора между двумя или многими ложными верованиями, снабдив таким комментарием:
КОРОЧЕ - ДОВЕРЯЙТЕ СВОЕМУ ПРО-ЖИВАНИЮ... ПРОЖИЛИ - КАКОЕ ТО ВРЕМЯ ТАК И ЖИВИТЕ.... ВРЕМЯ РАССТАТЬСЯ С ЭТИМ- ПРИДЕТ САМО СОБОЙ ) И ОПЯТЬ ПРО-ЖИВАЙТЕ ))) НЕТ ДРУГОГО СПОСОБА У-ЗНАТЬ...
Мой комментарий выглядел так:
Это как раз о том, что изжить весь объём разного рода лжи никакой жизни не хватит. Благо сейчас к религиозным ересям добавилось огромное количество социальных. Так что единственный способ узнать правду - изучать информацию мировоззренческого характера и регулярно проверять свои верования на предмет логичности и полезности.
Спасибо Ире за то, что она попросила уточнить, как именно я проверяю логичность и полезность своих верований. В результате размышлений над этим вопросом я решил написать этот пост.

Первое что приходит в голову, это логичное - логично, а нелогичное - нелогично, и накопление второго в картине мира приводит к глюкам системы. Что же тут непонятного? Но по здравом размышлении я пришёл к выводу, что если бы всё было так просто, количество вышеупомянутых ересей стремилось бы к нулю ибо их было бы бесполезно изобретать — все тут же понимали бы к чему ведётся дело. Но проблема в том, что нас никто не учил делать ревизию своих верований, скорее наоборот — настоящая вера должна быть безоглядной, а если это условие не соблюдается, то ты автоматически выпадаешь из круга, где это верование распространено и укоренено. Работать со стандартизированным множеством проще, чем с разнородным. Родителям проще навязать ребёнку стереотипы восприятия и поведения, чем регулярно проводить ревизию сложившихся и обучать делать это самостоятельно. Поэтому из поколения в поколение передаётся традиция не подвергать сомнению определённые «истины». Такова ситуация и часть причин, её породивших.
Что же с этим делать? Прямо по напутствию Гаутамы Будды: если что-то, в чём Вы непоколебимо уверены, не является Вашим прямым опытом, но при этом сильно влияет на Вашу жизнь, есть смысл внимательно изучить это верование на предмет логичности и соответствия жизни. Например, если Вы решили завести детей и у Вас каким-то чудом сохранилось верование о том, что их находят в капусте, есть смысл подойти к этому верованию критично и поразмыслить примерно в таком режиме: «Если детей находят в капусте, значит в Китае самые большие капустные поля, а чукчи детей импортируют. Так ли это на самом деле? И интересно, что происходит с теми детьми, которых не нашли? И какова цель существования роддомов? Там что счастливые мамаши отдыхают после тяжких поисков, а почему отцы там не отдыхают, и разве не лучше отдыхать у себя дома?» По здравом размышлении возникает ощущение о своей слабой информированности в этом вопросе и желание углубить свои познания по этой теме. Также и с любым другим убеждением. Основная задача логики — сопоставлять предпосылки и делать выводы. Т.е. мы берём фрагменты нашей внутренней карты, сопоставляем их и делаем выводы о их взаимоувязанности, непротиворечивости, как внутренней, так и между собой, вспоминаем наш опыт их использования, успешный и не очень, и делаем выводы о их большей или меньшей достоверности в варианте:
наверняка,
вероятно,
возможно,
маловероятно,
явная чепуха
И если важные фрагменты карты попадают в разделы «маловероятно» или «явная чепуха» - это сигнал к тому чтобы срочно начинать увеличивать свою информированность в этой сфере. Если же в эти разделы попадают не слишком важные фрагменты карты, они просто помечаются, как недостоверные и в дальнейшем информация из этой сферы рассматривается более внимательно и критично. И в дальнейшем, по мере взаимодействия с жизнью и улучшения карты, дело дойдёт и до этих фрагментов в порядке субъективно выбранной важности или объективно сложившихся событий.
Теперь хочу немного вернуться назад и объяснить при чём тут карта. Дело в том, что наше мировоззрение является картой, при помощи которой мы взаимодействуем с местностью, называемой жизнью. И если эта карта «кривая», мы не можем правильно интерпретировать сигналы извне, также как и сделать что-либо по своему желанию, потому что выбираем неправильный вид воздействия и прикладываем его не туда. По поводу идеи о том, что нужно отказаться от карты и взаимодействовать напрямую с местностью, отмечу, что такой способ взаимодействия возможен только на высочайшем уровне развития, когда нет грубого и тонкого,объекта и субъекта, а пока мы до этого уровня не доросли использование карты — единственный способ взаимодействия более тонкого с более грубым и субъекта с объектом. Это утверждение можно принять в свою картину мира немного поразмыслив над следующими фактами:
1) Мы не в состоянии воспринять ничего из того, что напрочь отсутствует в нашей картине мира. В подтверждение этого утверждения вспомните индейцев, которые не могли увидеть корабли Колумба, пока шаман не обратил внимание на странную рябь на воде, или опыт с котятами, которые бились об ножки столов и стульев, «не видя» их, если после рождения их голову фиксировали и давали им возможность наблюдать только горизонтальные линии, в то время как другие котята, наблюдавшие только вертикальные линии, тыкались в ступеньки, потому что в их картине мира отсутствовали горизонтальные линии.
2) При необходимости что-то сделать мы выбираем наиболее подходящие навыки-алгоритмы, их комбинацию или формируем новые на основе имеющихся и запускаем их на выполнение, контролируя продвижение при помощи обратной связи, которая ограничена первым пунктом этого списка.
Для пояснения второго пункта списка уместно вспомнить, что мы с начала жизни постоянно осваиваем разные навыки, всё более и более сложные и никто не учится танцевать на льду раньше, чем научился стоять и никто не изучает нюансы оперного пения до освоения навыка произнесения членораздельных звуков. Т.е. мы сначала формируем и учимся применять относительно простые алгоритмы усложняя их по мере освоения. Если бы эффективное действие было возможно напрямую, без применения карты-алгоритма, не было бы необходимости в освоении навыков и тем более в продвижении от простых навыков к более сложным. Эти обстоятельства объясняются как раз необходимостью составления и уточнения карты.
Продолжая мысль о необходимости карты предлагаю рассмотреть следующий пример. Мозг не в силах непосредственно воспринять картинку, он вообще всю свою жизнь проводит в полной темноте, также он не может без посредства специфических рецепторов воспринять вкус, запах или структуру клубники. Для восприятия всего этого необходимо, чтобы произошло их взаимодействие с определёнными рецепторами, в результате раздражения которых в мозгу создаётся соответствующая картина возбуждения и торможения, которая и считывается умом как определённое восприятие-впечатление. Таким образом грубый объект трансформируется в карту возбуждения нейронов мозга, а затем в объект на карте впечатлений ума.
Надеюсь мои размышления о сущности и важности карты-мировоззрения были не слишком сложны для восприятия и достаточно убедительны. Для домашней проработки предлагаю вопросы:
1) Почему алкоголь негативно влияет на все внутренние органы, но его умеренное употребление «продлевает» жизнь?
2) Как так получается, что употребление алкоголя в огромных количествах — древнейшая русская традиция, а при потреблении 8л чистого алкоголя на душу населения в год начинается быстрое и необратимое угасание нации?
3) Как можно бороться с инфляцией, повышая ставку рефинансирования (процент под который Центробанк выдаёт деньги государству)?
4) Ну и например, зачем для того, чтобы напечатать 8 гривен Украине необходимо купить 1 доллар?
Думаю, если Вы на эти темы ещё не думали, эти размышления покажутся Вам довольно таки интересными.

Ответить