Интервью с ОШО

Форум сайта color.od.ua. Для того, чтобы оставить здесь сообщение, нужно зарегистрироваться.

Модераторы: Алёша, Ната, Марга Руча

Ответить
Аватара пользователя
stranNick_ru
Сообщения: 46
Зарегистрирован: 19 янв 2008, 03:42

Интервью с ОШО

Сообщение stranNick_ru » 05 окт 2008, 07:49

Интервью с Ошо

Бхагаван, верите ли вы в Бога?

- Я не верю в верование. Прежде всего, нужно понять это... Никто не спрашивает меня: «Верите ли Вы в Солнце? Верите ли Вы в Луну?» Никто не задает мне такого вопроса. Я встречался с миллионом людей и в течение тридцати лет отвечал на тысячи вопросов. Никто не спрашивает меня: «Верите ли вы в цветок розы?» В этом нет необходимости. Вы видите: цветок розы или есть, или его нет. В веровании нуждаются только фантазии, вымыслы, но не факты.

Бог - это величайшая фантазия, созданная человеком. А почему человек вынужден был создать этот вымысел - Бога? Для этого должна быть внутренняя потребность... У меня нет этой потребности, поэтому нет и вопроса.

Но позвольте мне объяснить вам, почему люди верят в Бога. Вот то существенное, что необходимо понять о человеческом уме - ум человека всегда находится в поиске какого-то смысла жизни. Если смысла нет, то внезапно вы задумываетесь: что же вы делаете здесь? Зачем вы живете? Зачем дышите? Зачем вы снова должны вставать завтра утром и погружаться в ту же рутину? Чай, завтрак, тот же неискренний поцелуй той же жене, те же дети, то же учреждение и та же работа; и наступает вечер - и скука, предельная скука, вы возвращаетесь домой... Зачем постоянно делать все это?

Ум задает вопрос: «есть ли смысл во всем этом или вы просто живете, как растение? И так человек постоянно искал смысл всех явлений. Он создал Бога как вымысел для удовлетворения своей потребности в смысле. Без Бога мир становится случайным. Он больше не создание мудрого Бога, который придумал его для вашего роста, для вашего развития или для чего-нибудь еще. Без Бога... удалите Бога, и мир станет случайным, бессмысленным. А ум не способен жить без смысла. Поэтому он создает все виды вымыслов: Бог, нирвана, небеса, рай, другая жизнь после смерти — он создает целую систему. Но все это — лишь вымысел для удовлетворения определенной психологической потребности».

Я не могу сказать: «Бог есть». Я не могу сказать: «Бога нет». Для меня это не относящийся к делу вопрос. Вымышленное явление. Моя работа совершенно иная, и заключается в том, чтобы сделать ваш ум настолько зрелым, что вы сможете жить без смысла жизни, и при этом жить прекрасно. В чем смысл розы или облака, проплывающего в небесах? Смысла нет, но какая потрясающая красота! Смысла нет. Река все время течет, но дает столько радости, что смысла не нужно. И если бы человек мог жить, не спрашивая о смысле, жить от мгновения к мгновению, прекрасно, блаженно, без всякого объяснения... Достаточно просто дышать. Зачем вы спрашиваете, для чего жить? Зачем вы делаете жизнь такой деловой? Разве не достаточно любви? Нужно ли спрашивать, в чем смысл любви? Любовь самодостаточна; ей не нужен никакой другой смысл, чтобы быть прекрасной и радостной. Птицы поют по утрам... в чем тут смысл?

Не создавайте фантазий. Когда вы создаете один вымысел, вы обязаны создать для поддержания его еще тысячу и один вымысел, ведь в реальности он не имеет поддержки. Например, есть религии, которые верят в Бога, и есть религии, которые в Бога не верят. Так что Бог не является необходимостью для религии. Буддизм не верит в Бога. Джайнизм не верит в Бога. Вы знаете только три религии, основанные на иудаизме: христианство, иудаизм, ислам. Эти три религии верят в Бога. Поэтому вы не осознаете Будду, а он никогда не верил в Бога.

Я вспоминаю о Герберте Уэллсе, о его утверждении по поводу Гаутамы Будды. Он сказал: «Будда - самая безбожная личность и, в то же время, самая божественная». Безбожная личность и божественная? Вы думаете, здесь есть какое-нибудь противоречие? Противоречия нет. Будда никогда не верил в Бога, в этом не было необходимости. Он был так предельно завершен, что вся его завершенность становилась благоуханием вокруг него. Махавира тоже никогда не верил в Бога, а его жизнь была так божественна, как это только возможно.

Поэтому, когда я говорю, что Бог - это вымысел, пожалуйста, не поймите меня неправильно. Бог - вымысел, но божественность - не вымысел; это качество, свойство. «Бог» - это личность... как личность - это вымысел. Нет Бога, сидящего на небесах, создающего мир. А вы думаете, Бог создает всю эту кутерьму, называемую миром? Тогда что же остается для дьявола? Если кто-то и создал этот мир, то он был дьяволом, а не Богом!
Но вымысел - старый вымысел, повторенный миллионы раз, - начинает обретать реальность сам по себе. Он был повторен так много раз, что невозможно даже спросить, что за мир создал Бог, что за человека Он создал? Это сумасшедшее человечество...

За три тысячи лет человек вел пять тысяч войн. Это творение Бога? И человек все еще готовится к тотальной, самоубийственной, окончательной войне. «Бог» - за всем этим. И какие еще глупые вымыслы могут стать реальностью, если вы верите в них! «Бог» создал мир - христиане думают, что это было в точности за четыре тысячи лет и четыре года до Иисуса Христа. Конечно, это должно было быть в понедельник утром, первого января, я полагаю, потому что так говорит Библия. Теперь имеются свидетельства — тысяча и одно свидетельство! - что эта земля насчитывает миллионы лет. Найдены погребенные в земле останки животных возрастом в миллионы лет, и даже окаменевшие тела людей возрастом в тысячи лет. Но что сказал по этому поводу последний Папа? Он сказал: «Мир создан в точности так, как сказано в Библии». То есть, за четыре тысячи лет и четыре года до Иисуса? Это значит шесть тысяч лет назад. Все свидетельства противоречат этому.

В Индии найдены города, имеющие возраст семь тысяч лет. В Индии имеются Веды, которым, по крайней мере, десять тысяч лет, согласно самым научным подходам. А согласно индуизму, им девяносто тысяч лет, поскольку в Ведах есть упоминание об определенном положении звезд, которое было девяносто тысяч лет назад. Как это могло быть описано в Ведах, если им не девяносто тысяч лет? Но что сказал последний Папа? Он сказал: «Бог создал мир со всеми этими вещами. Для Него все возможно, Он создал мир за четыре тысячи лет и четыре года до Иисуса вместе с телами животных, которые выглядят на миллионы лет».

Все возможно для «Бога». Один вымысел, затем вы должны поддерживать его другим вымыслом, так можно дойти до абсурда. Но зачем? Человек снова и снова задает этот вопрос.

За всем этим - простой, очень простой аргумент. Вы видите глиняный горшок. Вы знаете, что он не мог быть создан сам по себе; его должен был создать горшечник. Это был простой аргумент для всех религий: даже если единственный глиняный горшок не может быть создан сам по себе и для его создания нужен горшечник, то и эта огромная вселенная нуждается в создателе. И это удовлетворило простой человеческий ум. Но это не может удовлетворить изощренный, рациональный ум. Если вы говорите, что вселенная для своего создания нуждается в Боге, то обязан возникнуть вопрос: «Кто создал Бога?» И тогда вы приходите к абсурду. Тогда Бог номер один создается Богом номер два, а Бог номер два создается Богом номер три, а Бог номер три - Богом номер четыре, и так далее без конца. Я не хочу быть таким абсурдным. Лучше остановиться на первом вымысле. Иначе вы будете сеять семена для других вымыслов.

Я говорю, что существование достаточно само по себе, ему не нужен творец. Оно само творит. И вместо того, чтобы спрашивать меня, верю ли я в создателя, вы бы спросили, в чем моя замена Богу-создателю? Моя замена - вездесущая энергия созидания. И, по-моему, быть созидательным - самое важное религиозное качество. Если вы создаете песню, если вы создаете музыку, если вы создаете сад, вы религиозны. Ходить в церковь глупо, но создавать сад - потрясающая религия.

Вот почему в моей общине работа называется «поклонением». Иначе мы не молимся. Мы молимся только путем созидания чего-либо. По-моему, созидание - вот Бог. Но будет лучше, если вы позволите мне заменить слово «Бог» на слово «божественность», поскольку я не хочу быть понятым неправильно. Нет личности Бога, но есть потрясающая энергия - распространяющаяся, никогда не кончающаяся, расширяющаяся. Эта энергия созидания и есть божественное.

Я знаю это; я не верю в это. Я испытал это; я не верю в это. Я прикоснулся к этому. Я дышал этим. Я познал это глубочайшей сердцевиной моего существа; и этого так же много в вас, как и во мне. Просто посмотрите вовнутрь, небольшой поворот на сто восемьдесят градусов - и вы осознаете истину. Тогда вы не спросите о вере. Только слепые люди верят в свет. Те, у кого есть глаза... они не верят в свет; они просто видят его.
Я не хочу, чтобы вы верили во все, что угодно, я хочу, чтобы у вас были глаза, и если есть глаза, то зачем удовлетворяться верой и оставаться слепым? И вы не слепые. Может быть, вы лишь держите свои глаза закрытыми. Может быть, никто не сказал вам, что можно открыть глаза. Поэтому вы живете в темноте и из темноты спрашиваете: «Есть ли свет?»

Божественность - это не то, что могут доказать или опровергнуть документы. Это то, что вы можете пережить. Вы удивитесь, узнав, что слово «лекарство» (английское medicament) и слово «медитация» происходят от одного корня. Лекарство вылечивает тело, медитация вылечивает вашу внутреннюю сущность; это внутреннее лекарство. Я переживал божественность повсюду, поскольку ничего другого не существует. Но Бога нет. И если вы хотите пережить божественность... просто еще немного медитации, еще немного продвижения в состояние без мыслей, в состояние осознания.

Когда ваша осознанность присутствует, а мысли начинают опадать, как листья в листопад, и когда остается только осознанность, и нет ни одной мысли, тогда вы ощутите на языке вкус, самый вкус того, о чем я говорю. А если вы не ощутили вкус, не верьте мне; не верьте никому, потому что вера может стать нищетой. Вы можете удовлетвориться этой верой и никогда и ничего не попробовать самостоятельно.

Как раз вчера я слышал... Шила сказала мне, что президент Рейган хочет ввести минуту молчания в каждой школе, колледже и институте. Идея великая, но я не знаю, понимает ли Рейган, что это означает - одна минута молчания, одна минута безмолвия. Он, должно быть, предполагает просто одну минуту тишины, отсутствия разговоров. Отсутствие разговоров - это не безмолвие. Вы можете не разговаривать, вы можете не произносить ни звука, но внутри вас бежит тысяча и одна мысль. Это постоянный поток мыслей, изо дня в день.

Я хотел бы посоветовать президенту Рейгану сначала попробовать провести одну минуту безмолвия. Это означает, что в течение одной минуты ни единая мысль не движется по экрану вашего сознания. Это не просто. Это одно из самых трудных дел в мире. Но это может случиться, если вы постоянно пытаетесь. И если это происходит в течение одной минуты, достаточно. Если в течение одной минуты вы можете находиться в состоянии, когда ни единая мысль не движется... Это была работа всей моей жизни: научить людей быть молчаливыми, безмолвными.

Люди пытались, держа рядом с собой часы: даже двадцати секунд - одна минута слишком много! - даже двадцати секунд они не могли оставаться без мыслей. Одна мысль за другой, бегут.... И даже если они могут оставаться без мыслей в течение двадцати секунд, то приходит мысль: «Ага! Двадцать секунд!» Кончено - пришла мысль.

Если вы можете быть в безмолвии одну минуту, вы постигли искусство. Тогда вы сможете быть в безмолвии две минуты, поскольку это одно и то же. Вторая минута не отличается от первой. Вы можете быть в безмолвии три минуты; все минуты одинаковы.

Когда вы знаете путь... а этот путь - не то, о чем можно рассказать; вы должны просто сидеть с закрытыми глазами и наблюдать свои мысли. Вначале будет великая суматоха, как в час пик, но постепенно вы отыщете улицу, где людей будет все меньше и меньше; где будет меньше машин, меньше мыслей, просветы становятся больше. Если продолжать терпеливо, то через три месяца можно достичь определенной способности к одной минуте безмолвия.

Ни один человек, способный вкусить безмолвие, не сможет быть политиком. Ему и в голову не придет даже пытаться стать президентом страны. Это не для медитирующих, это для посредственностей. Это для дураков и идиотов всех сортов.

Я слышал, что до того как Рейгану стать президентом, у него была обезьяна... Я просто слышал, я не знаю, так это или нет. В тот день, когда Рональд Рейган был избран президентом, один из моих американских санньясинов принес мне фотографию Рональда Рейгана с его обезьяной и сказал: «Рейган сегодня объявлен президентом, ваши комментарии?»

Я долго смотрел на фотографию. Санньясин казался озадаченным и спросил: «В чем дело? Что вы рассматриваете на этой фотографии?» Я сказал ему: «Не могу сообразить, кто здесь Рейган, а кто обезьяна. Который из этих двух парней избран президентом?» Он рассмеялся и указал мне на Рейгана, а я все еще помню свой комментарий: «Было бы лучше, если бы выбрали обезьяну».

Конечно, тогда Кремль незамедлительно последовал бы этому примеру и выбрал бы обезьяну в качестве премьер-министра. Они не могут допустить, чтобы Америка была впереди них. В одном можно быть уверенным абсолютно: с обезьяной в Белом Доме и с обезьяной в Кремле мир был бы спасен от третьей мировой войны, которая собирается разрушить все человечество и всю жизнь на земле.

Политики - это обезьяны. На самом деле, обезьяны должны извинить меня - политики хуже. Но идея хорошая; иногда даже в обезьяний ум может прийти хорошая идея. Но если Рейган действительно имеет в виду минуту безмолвия, я мог бы предоставить людей, которые учили бы, как быть безмолвным - в каждом университете, в каждом колледже, в каждой школе. Я могу послать моих санньясинов по всей Америке - учить безмолвию.

- Бхагаван, почему вы против политиков?

-Я не против кого-либо. У меня нет зависти, нет стремления состязаться, нет ревности. Почему я должен быть против политиков? Я не политик. Но мои утверждения можно понять неправильно.

Я против болезни под названием «жажда власти». Суть этого величайшего заболевания в том, что оно касается сознания человека и его роста. Оно подобно раку; это рак души.

Жажда власти может проявляться по-разному. Простейший путь - это политика, поскольку ей не требуется много разума. Все, что требуется - создавать ложные надежды в массах, надежды, которые никогда не исполнятся, надежды, которые никогда и не предполагалось исполнять; их целью было что-то другое. И массы страдают. Они бедны, они невежественны. Им также нужны все удобства жизни, они также хотят жить по-человечески, с достоинством. Политик дает им надежду и эксплуатирует эту надежду для своих собственных целей, поскольку, когда он получает власть, когда он становится кем-то - премьер-министром, президентом, - тогда что-то расслабляется в нем. Это было его психологической потребностью.

Эти люди в основе своей, глубоко внутри, импотенты - отсюда тяга к власти. Они чувствуют свою слабость и немощность; они знают, что они никто. Но если они могут убедить толпу посредственностей, что они могут исполнить их потребности, то это взаимное понимание, торговая сделка. Тогда массы дают им власть. Когда они получают власть, они забывают все свои обещания; на самом деле они никогда не предполагали выполнять их, а когда они имеют власть, они показывают свое настоящее лицо.

Лорд Эктон был абсолютно прав, когда сказал: «Власть портит, а абсолютная власть портит абсолютно». Но он не осознавал, почему власть портит, как она портит. Человек несет в себе семена испорченности, но сам по себе он еще не способен их реализовать; нужна власть. Когда же человек получает власть, тогда постепенно его маска начинает спадает, и вы начинаете видеть в нем эгоиста во всей его предельной наготе. Политик - не что иное, как эгоист. Внутри себя он чувствует пустоту, и боится этой пустоты. Он хочет быть кем-то, чтобы забыть о своей собственной пустоте. Власть дает ему шанс. Он может увидеть миллионы людей под своим башмаком. Он может убедить себя, что он не «ничто», а что-то особенное. И он начинает вести себя соответственно. Он начинает злоупотреблять властью. Раз, получив власть, он не хочет с ней расставаться. Он хочет всегда оставаться при власти, поскольку теперь прекрасно знает, что без власти он будет осознавать свою пустоту и бессилие еще сильнее, чем раньше.

Я против этой игры эго. Кто играет в нее, каким тонким образом ведется эта игра - это совершенно другое дело. Политик - наиболее явный игрок в эту игру. Религиозный мессия, аватара, тиртханкара, дигамбара - Иисус, Мухаммед, Кришна, Будда - они на том же пути, тот же номер; но потребуется великий разум, чтобы распознать игру их власти. Политика нечего и сравнивать с ними. Игра политика очень тривиальна. Но когда Иисус говорит: «Я сын Божий, единственный порожденный сын», - что это, как не путь власти? Он говорит: «Я ожидаемый мессия евреев и пришел искупить все человечество от страданий и несчастья. И те, кто последует за мной, войдут в царство Божье, а те, кто не последует за мной, попадут во тьму ада навечно». Это та же жажда власти, но в религиозном наряде. Трудно определить ее; она более тонкая, более рафинированная, более отточенная.

Когда Кришна говорит Арджуне: «Оставь все и припади к моим ногам; я твое избавление», - что он говорит? Чего он просит? Это та же потребность. Когда Мухаммед говорит: «Я посланник Бога, и последний посланник. После меня посланников больше не будет. Я принес вам окончательное слово. Да, до меня было несколько посланников, но поскольку человечество не было готово, их послания не достигли цели. Я несу вам завершенное послание, абсолютное откровение; все, что вам нужно делать, это верить мне». Один Бог, один посланник Бога, то есть Мухаммед, одна книга Бога, то есть написанная Мухаммедом книга, Коран, - вот три основания мусульманства: один Бог, один посланник, одна книга. Ничего нельзя добавить. Эти жадные до власти люди всегда боялись, что кто-то после них сможет доказать, что он лучше. Махавира говорит: «Я последний тиртханкар (санскр. «создающий переправу», человеку, достигший освобождения и начавший проповедовать, тем самым обновляя учение. Почитались джайнами как высшие божества.) джайнов. Теперь послание доставлено во всей его завершенности, и больше не будет тиртханкаров». Что он говорит? Двадцать пять веков назад он закрыл дверь. Еще не случился Дарвин, еще не случился Фрейд, еще не случился Маркс, еще не случился Эйнштейн - а он закрыл двери. Послание было завершено.

На самом деле вся наука случилась в пределах трёх столетий, а последней религией является сикхизм, которому пятьсот лет. После сикхизма не было ни одной великой религии. А эти триста лет перевернули все вверх дном. Триста лет назад отцом логики был Аристотель, но последнее слово в логике говорит, что это больше не так. Его логика оказалась неподходящей для последних открытий в науке. Перед учеными встала большая проблема, когда они открыли явления, идущие против аристотелевой логики. Они никогда не думали, что что-то может пойти с ней вразрез. Но Аристотель не может диктовать существованию. Эти люди пытались всеми способами подогнать все под аристотелеву систему, но это было невозможно. И, в конце концов, они вынуждены были принять неаристотелеву логику. Они вынуждены были принять простой факт: нужно слушать существование и природу. То, что мы понимаем о ней, может быть истинным для текущего времени; завтра мы можем открыть больше, тогда прежнее окажется неверным. Триста лет назад геометрия Евклида была единственной геометрией и завершенной наукой. Это больше не так. Ее место заняла неэвклидова геометрия. Благодаря великим открытиям в науке стало абсолютно необходимым, чтобы мы думали вопреки Евклиду и вопреки Аристотелю.

Махавира, Кришна, Будда, Иисус, Моисей, Мухаммед - все они случились до того, как наука начала проникать к самым основам вещей. Но они все думали, что с ними эволюция останавливается, с ними останавливается время. Нет, время не останавливается ни с кем. Эволюция не останавливается ни с кем. Все это эгоистические притязания. Эго хотело бы сказать: «Со мной все останавливается - я предельное, что может случиться. Больше ничего не будет, лучше ничего не будет, выше ничего не будет». Даже Гаутама Будда полностью забывается. Он объявляет: «Я наивысший осознавший человек, величайший осознавший человек. Никто не был таким осознающим ранее, никто не будет таким осознающим вновь. Никто не выше меня, и никто не будет выше меня».

И, с другой стороны, эти люди все время учат: «Будьте смиренными. Отбросьте эго». Кажется, они хорошо устроились. Говорить людям: «Будьте смиренными», - и называться единственным порожденным сыном Божьим! Говорить людям: «Оставьте эго», - а себя объявлять величайшим осознавшим человеком! И не только то, что он - высочайший из тех, кто были до той поры, он закрывает и будущее: никто не сможет превзойти его. Это та же жажда власти, но именем религии. Вы найдете эту жажду очень тонкой в поэтах, в живописцах, в других художниках, певцах, танцорах, - и она будет той же самой.

Так что я не против политиков, я против жажды власти, поскольку жажда власти - не что иное, как проекция эго, а это величайший барьер между вами и существованием. Чем больше у вас эго, тем дальше вы от существования. Если его нет... встреча, слияние... Но я не буду уговаривать вас отбросить эго. Я полностью осознаю, как хитро эго. Оно может даже сыграть в игру с отбрасыванием себя, и вы скажете: «Посмотрите, я самый смиреннейший человек в мире, самый лишенный эго». Оно снова вошло через заднюю дверь; теперь вы самый смиренный, самый лишенный эго, но должны быть кем-то особенным, необыкновенным.

Я только говорю вам: если вы пытаетесь отбросить эго, оно войдет через заднюю дверь. Просто постарайтесь понять его игры, этого достаточно. Постарайтесь увидеть, как много игр, в которые оно играет, сколькими многими способами оно обманывает вас. Просто будьте бдительными. И если вы осознаете все возможные пути эго, оно исчезает, точно так же, как исчезает тьма, когда вы вносите горящую свечу. И с горящей свечой вы начинаете искать тьму. Вы ищете все время... но куда бы вы ни пошли, ее нет... куда бы вы ни пошли, ее нет.

Когда есть свет, тьма исчезает. Не то чтобы тьма сбежала; ее нет совсем. Темнота - это отсутствие света. Эго подобно тьме; оно не существует само по себе. Оно - только отсутствие осознания. Поэтому я не говорю вам отбросить эго. Я говорю вам, что следует наблюдать его. Будьте наблюдательными, рассматривайте его, и вы найдете в нем так много слоев, что сами удивитесь.

Политик - явный эгоист. Святой может быть очень тонким эгоистом. Он более опасен, чем политик, поскольку явное легче схватить. Я знаю обоих. Я знаю самого явного политика, я знаю самого тонкого святого, я знаю все категории между ними. Я встречался со всеми этими людьми. Работа всей моей жизни заключается в том, чтобы выявить основную проблему человечества. А когда мы знаем основную проблему, совсем нетрудно разрешить ее. На самом деле она разрешается уже самим ее обнаружением, поскольку ваша осознанность становится для нее светом.

Я не говорю, что я мессия, я не говорю, что я аватара, поскольку знаю эти тонкие игры эго. Я говорю только: я такой же обыкновенный, как и все, или такой же необыкновенный, как и все. В существовании малейший листик травы имеет ту же значимость и ту же красоту, что и величайшая звезда. Нет никакой иерархии. Нет никого выше, нет никого ниже.

Я не против кого-либо. Но моя основная работа - представить перед вами все заболевания, все виды рабства для того, чтобы вы не попались в них, чтобы вы оставались свободными, чтобы вы могли слиться с существованием безо всяких препятствий. И эго - единственное препятствие. Оно может прийти столь многими путями, что если вы не бдительны по-настоящему, оно обязательно вас обманет. Оно может стать таким тонким - почти как тень - что будет незаметно следовать за вами повсюду, а вы его не осознаете. Осознание и является предметом моего учения. Никогда не боритесь с алчностью, эго, гневом, ревностью, ненавистью - всеми этими врагами, о которых религии учили вас: «Боритесь с ними, сокрушите их, убейте их». Вы не можете убить их, вы не можете сокрушить их, вы не можете бороться с ними; все, что вы можете делать - просто осознавать их. И в тот момент, когда вы осознаете их, они уйдут. На свету темнота просто исчезает.

- Бхагаван, являетесь ли Вы сторонником коммунизма?

- И да и нет. Сначала давайте обсудим «нет». Я против коммунизма, существующего в Советском Союзе, в Китае и других коммунистических странах. Я против коммунизма, который породили Карл Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин, Мао - все эти люди. Я против, потому что то, что они породили, - это не коммунизм. То, что они породили, - это диктаторское, нечеловеческое, рабское общество, не демократическое, без уважения к личности и даже без признания личности. Личность - всего лишь номер, как в армии. Человек умер, и в списочном составе армии появляется запись: номер восемь убит или номер восемь пропал без вести. Видите психологическую разницу? У номера восемь нет жены, нет детей, нет матери, нет престарелого отца, нет старой бабушки. Номер восемь - просто номер восемь, арифметика. Цифра не имеет ничего общего с человеком. Но если вы замените номер реальным именем, то начнете думать иначе. Что случится с его женой? Кому он был другом? Что случится с его матерью, с престарелым отцом, кто присмотрит за ними? Что будет с его детьми? Поэтому в армии и не используют имен. Имена создают психологическое беспокойство в людях, а номера можно заменять. Номер восемь пал, пусть уходит; кто-то другой станет номером восемь. Он не станет мужем жены номера восемь, он не станет сыном отца номера восемь. Все это не касается армии. Номера можно заменять; человеческие существа - нет.

Коммунизм, пошедший от Карла Маркса, негуманен, поскольку он совершенно не принимает в расчет вашу индивидуальность, вашу личность. Маркс говорит, что нет ничего, кроме материи. А если вы - не что иное, как материя, то, какое значение имеет, живы вы или умерли? Поэтому так легко Сталин убивал миллионы людей в России. Это было бы не просто, если бы Карл Маркс не сказал, что вы - только материя. Уничтожая миллионы людей, Сталин не чувствовал угрызений совести: они не люди, у них нет души. Они - только механизмы.

Я не собираюсь поддерживать идиотскую идеологию, которая отбирает у человека человеческое. Человеческое должно обогащаться, индивидуальное должно заостряться. Они же разрушают все индивидуальное. Они хотят, чтобы вы были лишь частью коллектива - только частью, винтиком в колесе, деталью, которую всегда можно заменить. А вы знаете, что ни одно человеческое создание незаменимо, поскольку каждое человеческое существо уникально, так предельно уникально, что заменить его невозможно.

В марксовом коммунизме нет уважения к личности. Вы знаете, что они закрывают? Они закрывают дверь к вашему собственному существу, а если эта дверь закрыта, то вы полностью отделены от существования. Тогда нет и вопроса о поиске истины; нет вопроса о познании себя, о том, чтобы быть самим собой. На самом деле, это опасно - быть собой, познать себя. Лучше быть винтиком в колесе, без себя. Идея Маркса не основывается на каком-либо внутреннем поиске. Мне жаль этого человека; он был разумным, но он остался лишь интеллектуалом, книжником. Он первым приходил в библиотеку Британского Музея, и каждый вечер перед закрытием его приходилось выводить силой. А иногда его вынуждены были выносить на носилках, потому что от чтения целыми днями и курения сигарет - а это все, чем он занимался - он терял сознание.
Он ничего не знал о внутреннем; он смотрел только в свои книги. То, что он написал в «Капитале»... Коммунисты не читают эту книгу. Я встречал тысячи коммунистов; ни один коммунист не читал этого. Но каждый держит эту книгу в своем доме, совсем как христианин Библию. Это Библия коммунизма - и она создана как раз троицей: Маркс, Энгельс, Ленин. И Библией является «Капитал», но никто не читает его. Я прошелся по нему, от первой страницы до последней - это все слова, нет переживания; цитаты из других книг, но нет подлинного переживания, ни одного его собственного переживания.

Что за человек Карл Маркс? Причина, по которой он основал коммунизм, не заключается в сострадании к бедным. Нет, совсем нет - это ревность к богатым. Вы должны это ясно понять, поскольку это изменит ваше отношение. Его отец был бедным. Отец его отца был бедным. Он сам был бедным и оставался зависимым от поддержки своего друга Фридриха Энгельса, который был богатым человеком и постоянно давал ему деньги. Фридрих Энгельс не является великим интеллектуалом или чем-то еще, но в благодарность за его финансовую поддержку, Маркс всегда помещал его имя на каждую написанную им книгу. Фридрихом Энгельсом не написано ничего, Маркс просто проявлял уважение. Так или иначе, это правильно, поскольку без него Маркс был бы не в состоянии писать; он умер бы с голоду. Это не сострадание к бедным. Нигде в Капитале, в Коммунистическом манифесте и других книгах Маркса вы не найдете ни одного утверждения, показывающего сострадание к бедным - этого нет совсем. Это ревность к богатым. Марксов коммунизм означает: уничтожить богатых, разделить богатство поровну. Вот это они и сделали - в России, в Китае. Бедный все еще беден, но, так или иначе удовлетворен, поскольку богатые потревожены. Богатые уничтожены. Сравнение исчезло; теперь нет богатых, которые дадут вам почувствовать, что вы бедный. Вы по-прежнему бедный. Нищета, конечно, распределена равномерно. Каждый одинаково беден: так что никто не может сравнивать, никто не может ревновать. Никто не может думать, что дела могли бы идти и получше. Я не сторонник распределения на уровне нищеты, я не сторонник уничтожения богатых. Поэтому я говорю «нет» коммунизму, существующему сегодня, марксовому коммунизму. Но я говорю «да» совершенно иной концепции коммунизма. Коммунизм — не против капитализма. Для меня коммунизм - это наивысшая и последняя стадия капитализма. Капитализм - первая система в мире, которая создает капитал, изобилие. Раньше был феодализм, он не создавал изобилия; он эксплуатировал людей, он грабил людей. Богатство, которое имели цари прошлого, было преступлением. Оно было силой отнято у людей, у бедных; оно было не ими создано. Капитализм - первая система, которая создает богатство. А чтобы создавать его, требуется разум. А когда мы создаем так много богатства, это изобилие теряет все свое значение, когда мы создаем такой высокий стандарт изобилия, то бедные автоматически начинают становиться богаче... Никто не может съесть изобилие - наступает точка насыщения. И только когда капитализм подходит к точке насыщения, тогда наступает цветение коммунизма. Поэтому я называю мое сообщество коммуной. Коммунизм, слово «коммунизм» произошло от слова «коммуна».

Поэтому я говорю: «И да и нет». «Нет» коммунизму, который вы представляете себе, и «да» коммунизму, о котором я постоянно говорю вам. Создавайте изобилие, богатство. Теперь наука и технология дали вам все средства для этого, просто глупо думать о распределении. Создавайте его так много, чтобы добраться до точки насыщения. И оно начнет распространяться к каждому. Коммунизм - это окончательный расцвет капитализма.

- Что вы думаете о десяти заповедях Моисея? Есть ли у вас какие-нибудь заповеди для нас?
- Вы спрашиваете меня, есть ли у меня какие-нибудь заповеди для вас? Прежде всего, мне само слово заповедь (по-английски «заповедь» - commandment) кажется безобразным. Оно годится для командира в армии. Само слово означает, что вы должны подчиняться: не должно возникать вопросов, заповедь не подлежит сомнению.

Я не командир, и я не хочу, чтобы кто-нибудь находился под моей властью. Я не представляю никакого Бога, каким бы он ни был - иудейским, индусским, мусульманским, христианским. Я не являюсь ничьим представителем. Я представляю только себя. И авторитет, который у меня есть - мой собственный.

Поэтому, конечно, я не могу давать вам никаких заповедей. Это оскорбляло бы вас, это унижало бы вас. Это отняло бы у вас вашу целостность, вашу свободу, вашу ответственность. Нет, я не могу совершить такого преступного деяния. Я могу попросить вас, я могу пригласить вас разделить со мной мое переживание. Я могу стать для вас гостеприимным хозяином, а вы будете моими гостями. Это приглашение, приветствие, но не заповедь.

Какие просьбы я могу обратить к вам? Это будет выглядеть немного странно, поскольку Моисей, Иисус, Мухаммед, Кришна, Махавира, Будда - никто не обращался к вам с просьбами. Для вас у них были только приказы: «Следуй или попадешь в ад». Они не дают вам даже шанса подумать. Они сокращают само ваше существование, само ваше существо, сводят его до состояния объекта. Они сокращают вас до номера расчета в армии. Они не уважают вашу индивидуальность. Поэтому я вижу что-то нерелигиозное во всех этих людях. Они особенные; он особенный потому, что видел Бога своими собственными глазами... Как же вы можете быть равны ему? По какому праву вы задаете ему вопросы? Он видел самого Бога, разговаривал с ним. Он принес вам послание; он посланник.

Он - единственный рожденный сын. Что вы с этим можете сделать? Вы не можете быть равными Иисусу. Все, что вы можете - это следовать, имитировать, быть в психологическом рабстве, которое опаснее любого другого рабства. Экономическое рабство - ничто по сравнению с рабством психологическим. Если вы по-настоящему независимы психологически, то никто не может сделать вас рабом. Да, вас могут убить, но никто не сможет сделать вас рабом.

И все эти люди, отдававшие заповеди, наставления, показывавшие, как жить, как есть, как одеваться, что делать, чего не делать, - все эти люди так или иначе стараются сделать вас психологическими рабами. Я не могу называть таких людей религиозными. Для меня религия начинается с психологической свободы.

Я не могу давать никаких заповедей, но я могу обратиться к вам с некоторыми просьбами. До сих пор никто этого не делал, и это может показаться немного не от мира сего, но что я могу поделать? Только обратиться к вам с некоторыми приглашениями.

Моя первая просьба: не позволяйте умирать своему сомнению.

Это самое драгоценное, что у вас есть, поскольку когда-нибудь сомнение поможет вам открыть истину. Все эти люди говорят: «Верь!» Их первое усилие направлено на то, чтобы разрушить ваше сомнение. Начните с веры, поскольку если вы не начинаете с веры, то на каждом шагу у вас будут возникать вопросы. Поэтому, моя первая просьба к вам: сомневайтесь, пока не откроете. Не верьте до тех пор, пока не узнаете сами.

Раз вы верите, вы никогда не сможете узнать сами. Верование - это яд, самый опасный яд; ведь оно убивает ваше сомнение. Оно убивает ваши вопросы. Оно отнимает у вас ваш самый точный инструмент. Все, чего достигла наука за триста лет, все - благодаря сомнению. А за десять тысяч лет религия не достигла ничего - из-за веры.

Вы можете видеть, всякий, у кого есть глаза, может видеть, сколь многого достигла наука, несмотря на все препятствия со стороны религиозных людей. В чем была основная сила науки? В сомнении. Сомневайтесь, все время сомневайтесь, пока не дойдете до точки, где больше не сможете сомневаться. А вы не сможете больше сомневаться только в том случае, если узнаете что-то сами. Тогда не будет вопроса о сомнении, не будет способа для сомнения. Такова моя первая просьба.

Моя вторая просьба: никогда не имитируйте.

Ум - это имитатор, ведь имитация - это так просто. Быть кем-то очень трудно. Стать кем-то очень легко: все, что для этого нужно - быть лицемером, что не представляет большой проблемы. Глубоко внутри вы остаетесь теми же самыми, но на поверхности - вы все время раскрашиваете себя согласно какому-то образу.

Христианин старается стать похожим на Христа - это и означает слово «христианин». Вы хотели бы уподобиться Христу. Вы на пути к нему - может быть, еще далеко, но все же движетесь помаленьку. Христианин означает человека, который старается помаленьку стать Христом, мусульманин (по-английски «мусульманин» - Mohammedan) означает человека, который старается стать Мухаммедом. Но, к сожалению, это невозможно; этого нет в самой природе вещей. Вселенная создает только уникальные существа. У нее нет понятия о копиях, дубликатах, ксероксах; существование не имеет понятия об этом - только оригиналы. И каждая индивидуальность настолько уникальна и оригинальна, что стараться стать Христом -значит совершать самоубийство. Стараться стать Буддой значит совершать самоубийство. Поэтому вторая просьба такая: не имитируйте. Если хотите знать, кто вы, пожалуйста, избегайте имитаци
Страх появляется не из-за смерти, а из-за непрожитой жизни…

Ответить